"Трал поднял скелет человека..."

Открываются все новые страницы истории "холодной войны".
Открываются все новые страницы истории "холодной войны".

Случившийся на этой неделе спор между Вашингтоном и Пекином о том, кто виноват в гибели китайского летчика и вынужденной посадке американского самолета-шпиона, постепенно переходит в практическую плоскость. Учитывая, что угрозами и громкими заявлениями все попытки американцев в первые дни инцидента обратить ситуацию в свою пользу успехом не увенчались и даже более того - подтолкнули китайцев на адекватные меры, теперь администрации Белого дома приходится придумывать новую стратегию.

Со своей стороны Китай продолжает настаивать на признании американцами вины, что, по сути, равнозначно признанию в ведении шпионской деятельности против суверенной страны. Консул КНР в Нью-Йорке потребовал от США компенсации и официальных извинений. Джордж Буш эти требования не принял и раздумывает, а не послать ли ему в Пекин папу. Буш-старший был не только президентом США и главой ЦРУ, но в свое время возглавлял дипломатическую миссию США в Пекине. Может быть, его старые связи в КНР могут помочь сыну выйти из этого шпионского кризиса. Однако надежды на папу невелики. В сложившейся ситуации условия диктует Пекин. А до тех пор, пока не будут достигнуты какие-либо конкретные договоренности, китайские специалисты спокойно исследуют разведывательный самолет и беседуют с задержанными летчиками.

Кстати, истории с воздушными шпионами - не редкость. Особенно много инцидентов с самолетами-разведчиками было в период "холодной войны". Из наиболее известных у нас - это сбитый в 1960 году американский самолет У-2.

"Я услышал или, может быть, даже почувствовал какой-то глухой взрыв. Я не мог воспользоваться катапультирующим устройством из-за сил, возникших в падающем самолете. Тогда я открыл фонарь и освободил пристежные ремни. Парашют открылся автоматически, как только я покинул самолет. Я был на высоте приблизительно 14 тысяч футов. Я не успел включить рычаги для уничтожения самолета - для этого не было времени..."

Эти строки - из показаний Фрэнсиса Гарри Пауэрса, американского летчика, который находился за штурвалом самолета-шпиона У-2, сбитого близ Свердловска 41 год назад - 1 мая 1960 года. Инцидент с У-2 произошел в канун встречи в Париже глав государств и правительств СССР, США, Англии, Франции - встречи, на которую многие политики возлагали немало надежд по смягчению царившей в мире международной напряженности. Однако Н.С.Хрущев, прибыв в Париж, прежде всего потребовал от президента США Д.Эйзенхауэра, чтобы он принес публичные извинения за провокацию Пауэрса. Эйзенхауэр, по свидетельству А.Громыко, "еле слышным голосом, скорее для себя, чем для других, сказал, что подобных извинений он приносить не намерен, так как ни в чем не виноват..." А на состоявшейся следом пресс-конференции Хрущев, который, как известно, не стеснял себя дипломатическими формулировками, поставил, что называется, точки над "i": "Американцы заглянули в чужой огород, рыло сунули империалисты, мы им в рыло и двинули..."

Парижский форум был сорван. Эпизод с У-2 вошел в новейшую историю международных отношений как один из самых мрачных эпизодов времен "холодной войны". И мало кто знает, что Ф.Г.Пауэрс вовсе не был шпионом-одиночкой...

Сегодня, когда открылись наконец многие секретные советские да и американские архивы, есть все основания говорить, что начиная с 50-х гг. у границ СССР шла, по существу, настоящая воздушная война, масштабы и эпизоды которой годами и даже десятилетиями оставались скрытыми от глаз общественности. Первой жертвой этой войны стал американский самолет ("летающая крепость") Б-29, сбитый в апреле 1950 года над Балтийским морем в районе Лиепаи. Советский МИД в связи с этим выступил с официальной нотой протеста против грубого нарушения советских границ. Американцы со своей стороны заявили, что над Балтикой находился не Б-29, а невооруженный "Прай-витир", который к тому же "не летал над территорией СССР или территорией, оккупированной Советским Союзом". Это вызвало гневную отповедь на страницах "Правды", статью редактировал сам Сталин. Первоначальный заголовок статьи "Вопрос ясен" он заменил на "Нравы госдепартамента", сделав особый акцент на том, что-де в американском внешнеполитическом ведомстве "бегут от истины, пытаясь отстоять свою версию, провалившуюся на глазах у всей мировой демократической общественности".

В июле 1960 г. советский МиГ, ведомый капитаном М.Поляковым, сбил американский самолет-шпион РБ-47 - но уже не над Балтийским, а над Баренцевым морем. Объятый пламенем РБ-47 рухнул в море, а вскоре рыбаки промыслового судна "Тобольск" обнаружили качающиеся на волнах надувные плотики, на которых находились два оставшихся в живых пилота и труп третьего. Тогда раздувать инцидент не стали - капитана Полякова наградили орденом, американских пилотов Фримена Олмэтеда, Джона Макауна и труп погибшего капитана Палма без лишнего шума передали посольству США и, казалось, закрыли дело. Но оно имело продолжение: в октябре 1960 года на стол Хрущева легла докладная записка, подписанная председателем КГБ А.Шелепиным, в которой говорилось, что траулеры Мурманского совнархоза, ведущие лов севернее мыса Святой Нос, подняли тралом обломки РБ-47. "Кроме того, - отмечалось в документе, - поднят скелет человека в летном обмундировании с парашютом. При осмотре одежды обнаружены документы на имя летчика ВВС США Поза Евгения Эрнеста..." Американская сторона узнала об этой находке лишь много лет спустя.

На войне как на войне - в воздушных стычках у советских границ гибли не только американские летчики. В сентябре 1950 г. в нейтральных водах Японского моря американские истребители сбили советский бомбардировщик, два члена его экипажа погибли, третий, лейтенант Г.Мишин, был подобран американцами, но скончался от ран. Его останки были переданы СССР лишь несколько лет спустя. В ноябре 1952 г. на Дальнем Востоке, в районе мыса Гамова, в 10 - 15 километрах от советской морской границы, наши истребители вступили в бой с истребителями ВВС США, и из четырех самолетов возвратился тогда на базу только один...

Летопись тайной воздушной войны, происходившей в те далекие времена, знает и совсем уникальные случаи, когда события, имевшие место у границ СССР, вдруг отзывались удивительным эхом уже в нашу, постсоветскую, эпоху. Одно из таких событий произошло в 1952 г., когда советские МиГи сбили в районе Курил американский бомбардировщик Б-29. Пограничники извлекли тогда из бушующего моря труп 26-летнего Джона Дэнэма, капитана ВВС США. Когда тело погибшего переносили на берег, старшина 2-й статьи Василий Сайко снял с его руки массивный золотой перстень, решив сохранить его "до лучших времен". В 1992 году Сайко, уже демобилизовавшийся из армии и живший в Ростове, услышал по радио, что в Москве по инициативе Вашингтона создана российско-американская комиссия по выяснению судеб граждан США, пропавших без вести в ходе и после второй мировой войны. Бывший старшина приехал в Москву, пришел в комиссию: "Хочу вернуть перстень родным погибшего". Разумеется, его пожелание было выполнено, а в 1995 году Василий Сайко с женой и сам побывал в США по приглашению родных Джона Дэнэма. "Нас встречали как друзей..." - вспоминает он.

Но все это, повторяем, было через много лет после окончания "холодной войны". А тогда...

Американская воздушная разведка ставила цели определить силы и средства советских ПВО, выявить местонахождение советских атомных, ракетных испытательных полигонов, собрать данные о важных военных и промышленных объектах. Но для этого надо было совершать полеты не только вдоль советских границ, но и вглубь территории СССР. Для таких полетов на фирме "Локхид" и сконструировали считавшийся неуязвимым сверхвысотный самолет У-2. У президента Эйзенхауэра были сомнения: а можно ли с высоты в 20 километров сфотографировать интересующие разведку объекты? Эти сомнения отпали после того, как президенту продемонстрировали снятое с У-2 поле для гольфа, на котором можно было различить даже лежащий на траве мяч. Тогда-то и начал свою шпионскую карьеру Пауэрс...

При задержании Пауэрса у него был изъят не только длинноствольный бесшумный пистолет новейшей конструкции, но и серебряный доллар с прикрепленной к нему иглой. Сбитый пилот показал на допросе, что перед полетом ему было сказано: если он потерпит аварию и будет пленен, ему следует пустить в ход эту иглу - малейший ее укол ведет к смерти от сильнодействующего яда. Но Пауэрс, как известно, предпочел не покидать добровольно сей мир, он дал на суде откровенные показания, был приговорен к 10 годам тюрьмы, а позднее обменен на находившегося в американской тюрьме советского разведчика.

Планировщики шпионских рейдов У-2 не учли одного: в то время как американский военнопромышленный комплекс выдал "неуязвимый" сверхвысотный самолет У-2, советские конструкторы столь же быстрыми темпами создавали новейшие средства противовоздушной обороны. Но какие же уроки извлекли тогда в Вашингтоне из истории со сбитым У-2? Об этом можно судить по книге самого Пауэрса "Операция "Перелет", которая вышла в 1970 году в Нью-Йорке. Он сообщает, что вопрос об уроках и выводах был прямо задан на одной из пресс-конференций пресс-секретарю президента США Джеймсу Хэгерти. "Не надо попадаться!" - прозвучало в ответ.

Этот совет имел один недостаток: он был трудноисполним. Ныне, когда эпоха "холодной войны" позади, это откровенно признают и в самих США. По данным влиятельного американского журнала "Ю.С. ньюс энд Уорлд рипорт", за период с 1950-го до конца 1960-х гг. США "произвели более чем 10 тысяч, а может быть, и до 20 тысяч шпионских полетов вдоль границ Советского Союза и Китая". За время с 1952-го по 1970 гг., по свидетельству журнала, в ходе шпионских воздушных операций было сбито по меньшей мере 252 американских летчика, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 не выяснена до сих пор.

Впечатляющие цифры! Не все тайны минувшей эпохи противостояния уже раскрыты, и, может быть, со временем американцы узнают о судьбе всех подельников Пауэрса, посланных Пентагоном и ЦРУ в шпионские полеты. А сегодня мы можем занести опубликованную в США шпионскую статистику в мрачную летопись истории "холодной войны".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter