Как расследовали резонансное ДТП на минской улице Свердлова, когда машина вылетела на тротуар и убила двух пешеходов

Трагедия одной хитрости

Наверное, многие еще помнят трагедию на минской улице Свердлова. Машина вылетела на тротуар и насмерть сбила двух пешеходов. В июне состоялся суд, однако и после него остались некоторые вопросы. Сообщалось, что виновник ДТП обманным путем получил справку для управления авто. Как ему удалось скрыть серьезные проблемы со здоровьем? Есть ли здесь вина врачей? Почему в болезненном состоянии человек сел за руль? Потерял ли водитель сознание на самом деле? Почему расследование вышло за рамки обычного? В СК нам рассказали неизвестные подробности той резонансной истории.

ФОТО SK.GOV.BY

Роковой день

3 июня 2017 года в 10.15 по улице Свердлова в Минске промчался автомобиль «Ауди». Вдруг машина начала смещаться с левой полосы к крайней правой, пересекла трамвайные пути на перекрестке с улицей Ульяновской... скрежет металла, звук сильного удара — авто сбило дорожный знак, а потом влетело в здание около остановки «Технологический университет». Когда улегся столб пыли, очевидцы ужаснулись: на проезжей части и на тротуаре лежали изувеченные тела двух женщин. «Увидел, как от внезапно взметнувшегося столба пыли вправо и влево отлетают тела людей», — позже расскажет один из свидетелей происшествия. В поврежденном автомобиле на водительском месте с отрешенным взглядом сидел пожилой человек, пристегнутый ремнем безопасности. На вопросы подбежавших очевидцев он стал отвечать только спустя несколько минут. Узнав от них о случившемся, виновник аварии воскликнул: «Этого не может быть!» Осмотр медиков после ДТП показал, что автомобилист полностью ориентировался в окружающей обстановке, нарушений речи, мимики, деятельности сердечно–сосудистой системы и опорно–двигательного аппарата у него не было выявлено. Находясь на месте происшествия, он с кем–то разговаривал по телефону: «Я попал в такую ситуацию... В общем, подсудное дело».

За рамками обычного расследования

Сергей Коваленко.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.
Этим делом занималось главное следственное управление СК. Мой собеседник, замначальника управления по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта Сергей Коваленко, говорит, что ему в какой–то степени пришлось освоить новую специальность: «То, как произошло ДТП, было понятно. Есть видеозаписи, показания очевидцев и самого фигуранта — Анатолия С. Основной вопрос заключался в медицинском аспекте. Терял ли водитель сознание на самом деле, как он утверждал? В какой момент? Было ли это неожиданностью для него? Для уяснения процессов, связанных с нарушением сознания, пришлось проштудировать огромное количество научно–медицинской литературы. Неоднократно приходилось посещать Республиканскую научную медицинскую библиотеку, Белорусский медуниверситет, общаться с огромным количеством врачей узкой специализации. «Умеренная моторная афазия», «Правосторонняя пирамидная недостаточность» — часы проводил в библиотеке, вникая в суть подобных терминов». Во время исследования этого вопроса Сергей Николаевич выяснил, что не всегда нарушение сознания происходит бессимптомно. По мнению моего собеседника, фигурант этого дела в жизни — порядочный человек. Работал монтажником–высотником, есть семья. Но имел проблемы со здоровьем. Желание управлять авто перевесило мысли о возможных рисках.

Ничего не помнил

На допросах Анатолию несколько раз становилось плохо. Приходилось прерывать следственные действия с его участием. Почему он управлял авто в таком состоянии? Следователь говорит, что, вроде бы и признавая вину, мужчина все время пытался уйти от прямого ответа на этот вопрос. Во время бесед делал упор на то, что не помнит события ДТП, затрудняется ответить... Даже во время предъявления обвинения не смог по существу выразить свое к нему отношение. Иногда даже казалось, что это его защитная позиция. Подобная мысль возникла не на ровном месте, говорит полковник юстиции: «Примерно лет десять назад появилась тенденция, когда водители для оправдания своих безграмотных действий на дороге стали указывать на то, что они якобы потеряли сознание. Это развилось в своеобразную распространенную позицию защиты. Действительно, а как опровергнуть, что человек потерял сознание?» Всю информацию, где Анатолий раньше лечился, какие у него были проблемы со здоровьем, выяснял Сергей Коваленко: «Я был вынужден делать запросы во множество медучреждений. Хорошо, что сроки хранения амбулаторной карты и истории болезни довольно внушительные». Оказалось, что еще в 2008 году у виновника ДТП, говоря простым языком, в головном мозге обнаружили гематому. Для ее удаления была проведена операция, во время которой сделали трепанацию черепа. Перед тем как попасть в больницу, у него уже происходили нарушения сознания. Согласно существующим правилам Минздрава, если человек перенес такую операцию, то он допускается на водительское переосвидетельствование не раньше, чем через полгода после операции. При этом должен находиться под бдительным наблюдением врача и едва ли не ежемесячно проходить инструментальное исследование головного мозга. Автолюбитель ничего этого не делал.

ФОТО SK.GOV.BY

Трюк со справкой

Как, имея столь серьезные проблемы со здоровьем, Анатолию удалось успешно пройти медкомиссию? В поликлинике по месту жительства в его медкарте была уйма записей, включая и отметку об операции. С ней врачи почти наверняка отказали бы С. в праве управлять автомобилем. Поэтому в 2010 году он зарегистрировался в совершенно другой поликлинике, никак не относящейся к его дому. Причем указал не соответствующий действительности адрес места жительства. И когда понадобилось явиться в 24–ю поликлинику спецмедосмотров для прохождения водительской комиссии, этот гражданин представил врачам выписку не из того медучреждения, которое обладало объективными сведениями о состоянии его здоровья, а из новой поликлиники. Естественно, там ничего, кроме «насморка», зафиксировано не было. Кстати, сотрудники данного медучреждения, зарегистрировав нового человека, не сообщили об этом (чего требовала инструкция) в прежнюю поликлинику Анатолия. Такая практика необходима как раз для получения выписки о состоянии здоровья. Эта оплошность создала условия для последующей трагедии.

Мог предотвратить аварию

Шум, звон и свист в ушах, нечеткость зрения, головокружение, нарушение внимания... С такими периодически проявляющимися симптомами, уже имея эпизоды, связанные с утратой сознания, Анатолий С. разъезжал по улицам города. Продолжал делать это и после того, как в 2014 году у него выявили наличие симптоматической эпилепсии, о чем пациент ставился в известность. Описывая мгновения до ДТП, Анатолий рассказывал, что тогда почувствовал боли в области сердца. Пытаясь унять их, он начал делать наружный массаж. Потом решил остановить авто — после того, как проедет трамвайные пути... Из показаний очевидцев следовало, что с водителем действительно что–то произошло. Видеозаписи с нескольких точек подтверждали это. Когда огромный массив научной информации был исследован, следствие пришло к выводу: у водителя сначала произошел простой парциальный припадок, который характерен симптомами–предвестниками — болевыми ощущениями в области сердца, состоянием тревоги. При нем человек в сознании и контролирует свои действия. Затем припадок трансформировался в сложную стадию, которая характеризуется нарушением сознания. Когда начали выяснять, где автомобилисту стало плохо, тот указал конкретное место. Измерив расстояние до трамвайных путей, следователи заключили, что автомобилист ехал в болезненном состоянии до утраты сознания около 90 метров. Учитывая, что его машина двигалась со скоростью 70 км/ч, то у него было более 4 секунд, чтобы начать тормозить, почувствовав болевые симптомы. Анатолий ведь не мог не понимать, о чем сигнализировал его организм. Следовательно, нарушение сознания не стало для него чем–то неожиданным.

В этой истории, кроме опасной езды в болезненном состоянии, роковую роль сыграл еще и ряд мелочей. Печального исхода можно было бы избежать. Если бы в поликлинике, куда перешел С., сообщили о его регистрации в прежнее медучреждение. Если бы на медкомиссии у врачей была выписка о реальном состоянии его здоровья. Если бы водитель остановился при первых предвестниках приступа... Впрочем, сейчас все это так и останется «если бы». Как уже сообщалось, Анатолий С. приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения. Также он лишен права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, на срок 5 лет. Ему придется заплатить 90.000 рублей в качестве компенсации морального вреда семьям погибших.

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter