Что не так с нашими очистными сооружениями

Трагедия на черной речке

Говорят, у некоторых нарушений есть свой очевидный цвет и запах. А если по реке, к которой подведена сливная труба предприятия, еще и рыба поплыла кверху брюхом — беда случилась наверняка. Водоемы, в которые сбрасывают недоочищенные сточные воды, не заметить невозможно. Который год мы говорим, что многие очистные сооружения городов и предприятий устарели, нуждаются в реконструкции и замене, а воз и ныне там. Почему так происходит? В этом вопросе разбиралась журналист «Р».

Разработчики очистных систем предлагают поощрять те предприятия, где ставят такое оборудование.

Сливаем весь негатив

Безусловно, хаять огульно все предприятия не стоит. Есть те, которые выполняют свои обязательства вполне добросовестно. Но, конечно же, и это вполне понятно, под прицел нашего внимания в большей степени попадает негатив. А его не так уж и мало. Достаточно вспомнить прошлогодний скандал в Сморгонском районе, связанный с загрязнением одним из предприятий вод реки Вилии. Тревогу забили местные жители, заметив, что в месте слива вода пенится. И, оказалось, не напрасно. После проб в воде обнаружили ядовитое вещество — формальдегид, а взвешенные вещества в реке превышали норму вдвое. Тогда нарушителю были выписаны миллионные штрафы. Впрочем, мебельное предприятие своей вины не признало, подало ответную апелляцию, и тяжба идет до сих пор.

Не стал исключением и год нынешний. В июне сотрудники Госинспекции охраны животного и растительного мира зафиксировали нарушение в Глубокском районе. Здесь в реке Добриловке погибла рыба, а причиной тому стали сбросы отходов местного цеха по переработке молока. Правда, речь идет скорее не о недоочистке, а о халатности во время работ вблизи отстойной ямы. Но реке-то от этого легче не станет.

В целом, по словам профессора БНТУ Анатолия Гуриновича, объем недоочищенных сточных вод, попадающих в реки нашей страны, за последние три года увеличился более чем вдвое. А это, кстати, около 8 млн кубометров грязной воды. В числе наиболее пострадавших — реки Свислочь, Уза, Уша, Днепр, Березина, Припять и другие водные артерии нашей страны. Что находят в их водах? Да много чего: аммонийный и нитритный азот, железо, фосфор… Словом, все то, чего в воде быть не должно.

Не хочет или не может?


Неужели предприятия, нарушая законодательство, каждый раз надеются на авось? Авось не заметят, авось пронесет? Оказывается, так думают далеко не все. На самом деле экологическое законодательство нарушают и те, кто добросовестно занимается водоочисткой. Просто наличие такого оборудования не всегда гарантия того, что вода на сливном конце трубы будет действительно чистой. Об этом говорит директор компании «РодолитАква» Дмитрий Станкевич. Организация занимается поставками очистного оборудования, а потому хорошо знает о ситуации на рынке.

— Все потому, что к очистному оборудованию, устанавливаемому на предприятиях, у нас не сформулированы сколь-либо внятные требования. В итоге компании покупают то, что дешевле. Или дешевле на первый взгляд, потому что мало кто смотрит в будущее, задумываясь о продолжительности работы техники. Проблема в том, что у нас очистные конструкции не сертифицируются.

Все это приводит к тому, что работает следующая схема: проводится конкурс, на котором любой поставщик оборудования может написать любую информацию, которую тендерная комиссия принимает на веру. Например, оборудование одной из немецких компаний недоочищает воду до установленных по законодательству требований аж в 16 раз! То есть речь идет о простейшем оборудовании, которое выдается за качественное.

Дмитрий Станкевич сравнивает качественное оборудование с хорошим бритвенным станком, где дорогими будут лишь сменные кассеты:

— Но в итоге, если хорошенько посчитать, выходит экономия. Знаю один из молокозаводов, который тратит на водоотведение около 300 млн рублей в месяц и за некачественную очистку доплачивает 400 млн. То есть   700 млн он тратит ежемесячно. А почему эти деньги не направляются на установку качественного очистного оборудования? Ведь не менее 500 млн ежемесячно можно экономить. Да, оборудование для пищевой промышленности дорогое, но оно окупается в течение пяти лет.

Вот и получается, что многие предприятия, ссылаясь на отсутствие средств на техперевооружение, все время платят штрафы за загрязнение природы.

Штрафы всех проблем не решат


Но очевидно, что, помимо буквы закона, мера должна стать популярной и через другие средства. Например, систему бонусов, предлагает Дмитрий Станкевич:

— Неплохо бы поощрять тех, кто занимается водоочисткой не для галочки, а на совесть. Свободные средства можно взять за счет штрафов нерадивых производств. А сами штрафы — повысить, дабы неповадно было нарушать законодательство.

Но даже если завтра страна сделает шаг к чистой воде, это совсем не означает, что его с радостью сделают наши производители очистного оборудования. А оно пока, по словам Дмитрия Станкевича, уступает импортным качественным аналогам. Например, финскому и французскому.

— Собственное очистное оборудование в стране производят. Но наша фирма в мае прошлого года прекратила сотрудничество с девятью поставщиками. Проблема в качестве.

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter