Что стало причиной трагедии в небе над Синайским полуостровом?

Трагедии и политика

На минувшей неделе случились две техногенные катастрофы с человеческими жертвами, которые практически сразу обрели политическое измерение. Пожар в ночном клубе Бухареста унес жизни более 30 человек, около 200 пострадали, получив травмы в результате возникшей давки или отравившись продуктами горения. Крушение лайнера А321 над Синайским полуостровом стало крупнейшей трагедией в истории российской и советской авиации, унесшей жизни 224 человек.


Фото: ТАСС

Катастрофа тут же обросла многочисленными слухами и домыслами. Предположение о теракте возникло сразу же, как только информация о крушении появилась на лентах новостных агентств. В контексте антитеррористической операции, проводимой Россией в Сирии, версия о том, что катастрофа А321 стала местью исламистов, просто не могла не возникнуть. Более того, речь может идти не просто о мести, а о полномасштабной войне, которую террористы таким образом объявили России. Эту версию сразу же подхватили противники российского вмешательства в сирийский конфликт, рассматривая ее как дополнительный аргумент в свою пользу.

В пользу ее, на первый взгляд, говорит и место катастрофы: Синайский полуостров давно стал оплотом исламистского подполья в Египте. Представители «Исламского государства» также поспешили подтвердить свою причастность к катастрофе. Впрочем, вскоре стало понятно, что самолет не мог быть сбит с земли, поскольку террористы не обладают необходимыми для этого зенитными системами, иных же доказательств причастности к теракту с их стороны так и не поступило.

Тем не менее версия теракта продолжает активно циркулировать в медиапространстве. Самолет, по всей видимости, разрушился в воздухе, что может указывать на взрыв на борту. Сообщения, якобы подтверждающие эту версию, появлялись с завидной регулярностью: обнаружение посторонних предметов в обломках лайнера, «взрывной» характер травм на телах многих пассажиров, тепловая вспышка, которую якобы засек американский спутник в момент катастрофы…

Официальные инстанции, занимающиеся расследованием катастрофы, пока воздерживаются от однозначных выводов, и это стимулирует появление новых слухов и домыслов. Сторонники «террористической» версии крушения полагают, что России и Египту невыгодно называть истинные причины катастрофы и они постараются их скрыть. В соответствии с этой логикой, российское руководство опасается имиджевых потерь сирийской операции в глазах граждан страны, а Египет боится репутационного урона как безопасная курортно-туристическая страна.

Как бы там ни было, но если версия теракта подтвердится, это станет проблемой не только для России и Египта, но и для безопасности всего мирового авиасообщения. Учитывая, что этим самолетом летели возвращавшиеся с отдыха граждане России, Украины и Беларуси, наличие на борту террориста-смертника можно исключить. А значит, взрывное устройство могло быть подложено кем-то из сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха во время технического обслуживания лайнера. Если это так, то миллионы людей, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний, не могут чувствовать себя в безопасности.

Другая версия объясняет катастрофу технической неисправностью. Лайнеру было 18 лет — возраст для самолета не критичный, но жизнь его выдалась весьма бурной. В 2001 г. лайнер получил серьезное повреждение хвоста во время посадки в аэропорту Каира. И хотя после этого он исправно прослужил 14 лет, не исключено, что давняя авария стала причиной неожиданного разрушения в воздухе. За свою жизнь лайнер сменил немало хозяев, что также связывают с тем, что авиакомпании спешили избавиться от проблемного борта. Практически сразу после крушения появилась информация о том, что командир экипажа накануне якобы жаловался на плохое техническое состояние самолета.

Если подтвердится «техническая» версия катастрофы, это станет серьезным репутационным ударом по российской гражданской авиации, которая только-только оправилась от глубочайшего кризиса 1990-х годов. Впрочем, техническое состояние авиапарка и качество его обслуживания малыми компаниями по-прежнему остается проблемой, и катастрофа в небе над Египтом должна стать серьезным поводом для реформ в этой отрасли.

Что касается румынской трагедии, то она породила настоящую политическую бурю, приведя к многотысячным акциям протеста и отставке премьер-министра страны Виктора Понты. Румыния — одна из беднейших стран ЕС, и трагедия в Бухаресте стала лишь детонатором для накопившегося социально-политического недовольства.

Уличные протесты, которые с такой легкостью привели к отставке правительства, стали бунтом обманутых надежд, которые румынское общество возлагало на европейскую интеграцию. Здесь, как и во всем Балканском регионе, политика европейской интеграции демонстрирует глубокий провал, оборачиваясь бедностью и массовым исходом населения в поисках лучшей доли в более развитые страны. Впрочем, смена правительства сама по себе вряд ли способна здесь что-то принципиально изменить, а на качественные преобразования нет ни средств, ни политической воли…

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter