За пределами специальности
– Такую инициативу мы вынашивали давно, – проректор по учебной работе и образовательным инновациям Оксана Здрок объясняет, что стояла задача индивидуализировать обучение студентов. – Учебные планы и раньше предусматривали наличие дисциплин, которые можно изучать по выбору. Но только в пределах одной специальности. Мы же решили пойти дальше – распространить эту возможность за пределы факультета.
Результат? Менее чем за два года с начала эксперимента обучение по дополнительным дисциплинам прошли уже 54 студента. Платно, но стоимость небольшая. Оксана Николаевна приводит примеры: будущая журналистка изучала теневую экономику на экономическом факультете, парень с юрфака – международное право на факультете международных отношений, девушка с химфака – программирование на факультете прикладной математики и информатики. А один из студентов за семестр и вовсе был аттестован сразу по четырем дополнительным предметам – на смежных со своей специальностью.
– Главное, чтобы расписание не совпадало с основными занятиями. Ребята интегрируются в действующие группы, – проректор отмечает, что выбирать можно любые дисциплины, за исключением тех, что читаются на английском языке, и самих иностранных языков (из-за небольших групп в них, как правило, нет свободных мест).
Попробовать себя
С четверокурсницей Яной Терлецкой из Пинска знакомимся на филологическом факультете. Учится на бюджете по специальности «восточная (китайская) филология». А дополнительно весной 2020-го прошла обучение по трем дисциплинам на ФМО: «Теория и практика перевода», «Информационные технологии в туризме» и «Основы менеджмента».
Яна Терлецкая
– Узнала о проекте на страничке БГУ в социальных сетях, – рассказывает девушка. – Стала искать варианты. Основные занятия у меня с 12:00 до 19:00, а на факультет международных отношений ездила утром. Удобно. К слову, за все три дисциплины за семестр заплатила около 100 рублей. Выбирала предметы, которые не требуют предварительной подготовки. Так, чтобы без проблем влиться в основную группу студентов.
Осенью внимание Яны привлекла дисциплина «PR и реклама, социологическое обеспечение» – уже на факультете философии и социальных наук. В том, чтобы попробовать себя в разных сферах, интегрировать полученные знания между собой, она видит большой плюс для будущей карьеры. Так что и в этом семестре, несмотря на увеличившуюся загруженность, планирует изучить еще одну дополнительную дисциплину.
Тьютор поможет
Аттестация по допдисциплинам не является обязательной. Если студенты решают сдавать экзамен, отметка по их желанию вносится в приложение к диплому. А нет – можно просто получить справку о том, что был прослушан соответствующий курс. Неудивительно, что проект по формированию индивидуальной образовательной траектории вызывает у студентов все больший интерес. В то же время в университете не скрывают: широкому распространению инициативы препятствуют как раз сложности в согласовании расписания по дополнительным дисциплинам с основными занятиями. В таком случае и разрешение на их посещение дано не будет.– Решение этой задачи мы видим в подключении возможностей дистанционного обучения, – обращает внимание Оксана Здрок. – На нашем образовательном портале, в частности, для каждой учебной дисциплины создан виртуальный кабинет, где преподаватели выкладывают методические материалы, инструкции по прохождению предмета, учебные и проверочные тесты по каждой теме курса, что позволяет сопровождать обучение студентов.
Есть и другая тонкость. Оксана Николаевна делится примером из личной практики. Будучи доктором юридических наук, доцентом, она преподает на юрфаке гражданский процесс. Проще говоря, ведение дела в суде. И один из студентов журфака в прошлом году в качестве допдисциплины выбрал именно этот предмет. Сложно было всем.
– В тот момент он вел свое дело в суде. Думал, посещение допдисциплины и возможность консультироваться с преподавателем ему помогут. Но… гражданский процесс изучается на третьем курсе юридического факультета и предусматривает серьезную предварительную подготовку по основам права. А у него этих основ не было. Так что парень даже не понимал юридический язык, на котором я говорю с остальными студентами. И перестал приходить уже после нескольких занятий, – рассказала Оксана Николаевна.
Такие нюансы также нужно учитывать, чтобы не тратить время – свое и преподавателя – зря. Именно поэтому следующий шаг, который сделали в БГУ, – начали подготовку педагогов-тьюторов. Они как раз и будут помогать студентам грамотно выстроить индивидуальную программу обучения. Консультировать по интересующим дисциплинам, факультативам, кружкам, помогать разобраться с расписанием, информировать о возможности участия в научных мероприятиях. В БГУ подчеркивают: до настоящего времени в Беларуси отсутствовал опыт взаимодействия студентов и специалистов такого профиля. А буквально с этого месяца они появились на всех факультетах вуза. В будущем планируется, что это будут целые тьюторские службы.
– Сейчас все открытия делаются на стыке отраслевых наук. Поэтому развитие межфакультетских и междисциплинарных связей очень важно. А тьютор – это человек, который хорошо знает инфраструктуру всего вуза и помогает студенту в ней сориентироваться, – Оксана Здрок уверена, что интерес студентов к новым образовательным возможностям будет только расти.
КСТАТИ
Чаще всего студенты БГУ в качестве дополнительных выбирали дисциплины, которые преподаются на факультете международных отношений. В том числе будущие химики, журналисты, историки и филологи.
dekola@sb.by