Траектория смерти Каталонии

Мы связались с белорусами, которые в день теракта находились в Барселоне
Совпадение или закономерность? Как только поток нелегалов сменил вектор на Испанию, после того как им перекрыли путь на Италию, — тут же Барселона разделила участь других европейских городов. Так же, как когда–то в Берлине, Ницце, Лондоне, здесь террорист на автофургоне въехал в толпу людей на оживленной туристической улице. В Барселоне — трехдневный траур, страна оплакивает 14 погибших, среди раненых — граждане более 20 стран... По данным силовиков, местная террористическая ячейка планировала несколько смертоносных акций в разгар туристического сезона. И уже в ходе спецоперации в Камбрильсе были убиты пятеро подозреваемых и предотвращен второй теракт, который должен был последовать за нападением в Барселоне.

Ответственность за теракт взяла на себя террористическая организация «Исламское государство». Все произошло по уже известной и отработанной схеме — водитель фургона въехал на пешеходную, полную туристов улицу и двигался зигзагами, чтобы затронуть как можно больше людей...


Орудия для совершения таких преступлений всегда под рукой, а с приходом новой волны нелегалов под прикрытием беженцев прибывают и новые джихадисты. Как бы ни замалчивали европейские либералы и сторонники политкорректности этот факт, но реальность говорит сама за себя. И голоса против самоубийственной европейской политики звучат все громче. Так, министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак после теракта в Барселоне заявил, что в его стране подобные события невозможны, поскольку Варшава отказалась принимать мигрантов из Африки и с Ближнего Востока и в Польше нет мусульманских сообществ, многочисленных анклавов, которые представляют собой естественную базу для исламских террористов. Он также отметил, что события в Каталонии являются столкновением цивилизаций и единственная возможность для Европы — закрыть двери.

Об этих словах стоит поразмышлять. Конечно, европейцам самим решать, как обуздать джинна, которого они сами же выпустили из бутылки. И «закрыть двери» — одно из предложений, которое выдвигают политики консервативного толка. При этом все понимают, что в век глобализации невозможно отгородиться от остального мира высокой стеной. Речь о том, чтобы сделать миграцию контролируемой, прозрачной, в рамках закона, а главное — в интересах принимающих стран. Право быть принятым в другую страну надо заслужить. Никто не против принять высококвалифицированных работников, талантливых умных людей, готовых уважать традиции принявшей его страны. Напротив, за таких в глобальном мире идет конкуренция. Но совсем другое дело, когда «гости» кладут ноги на стол и убивают хозяев. Такого ни в коем случае нельзя допустить. Здесь понятно желание таких стран, как Польша, Венгрия, Словакия, закрыть двери перед теми, кто несет опасность. Это только первый шаг, а в конечном счете все решает разумная политика и ответственность самих политиков.


И коль уж мы живем в общеевропейском доме, который ведь тоже не разделен высокими стенами внутри, то есть смысл присмотреться к положительному опыту. Оценить, например, полиэтничность и поликонфессиональность нашей Беларуси, традиции и ценности которой близки и важны всем, кто здесь живет. Может быть, потому, что и мест таких, где можно жить спокойно и в мире, на нашем континенте почти не осталось. Вот от чего надо отталкиваться, думая об «общеевропейском будущем».

Увы, пока мы еще не видим глобального осознания проблемы, смертельной волной накрывшей страны Евросоюза. И это не менее тревожно, чем то, что даже после всех произошедших трагедий европейцев призывают быть готовыми к дальнейшим атакам схожего характера в обозримом будущем.


К СВЕДЕНИЮ

В связи с террористическими актами в Испании в нашем посольстве в Мадриде открыт телефон «горячей линии»: +34-645-57-73-79. Дипмиссия в Испании находится в постоянном контакте с местными правоохранительными органами. В настоящее время уточняется, есть ли среди пострадавших граждане нашей страны.

Иван СТЕБЛОВ.

Теракт продемонстрировал ограниченность мер безопасности

Испания ужесточила стратегию по борьбе с терроризмом после смертоносной атаки в 2004 году на железнодорожном вокзале в Мадриде и активизировала соответствующие меры в 2015–м, но теракт в четверг в центре Барселоны выявил ограниченность подобных усилий.


Два года назад испанские власти повысили уровень угрозы безопасности в стране до второй степени и переработали закон о борьбе с терроризмом, сделав возможными более жесткие наказания.

Тем не менее на пешеходной улице Рамбла — где погибли по меньшей мере 14 человек и намного больше людей пострадало, — не были установлены бетонные заграждения для блокирования террористов на автомобилях, несмотря на атаки в Европе в прошлом году, в ходе которых автомобили врезались в толпу.


За последние несколько лет испанские силы безопасности периодически проводили операции против подозреваемых исламистских боевиков.

С июня 2013 по август 2016 года власти задержали 130 человек по подозрению в террористической деятельности, связанной с ИГИЛ, по данным доклада испанского исследовательского центра Королевский институт Элькано. Из задержанных 43% были гражданами Испании и 41% — Марокко. По данным доклада, половина из них — иммигранты, а 40% — потомки выходцев из Марокко второго поколения.


Дебора БОЛЛ.
The Wall Street Journal.

Барселонская улица была указана в качестве цели

Центральное разведывательное управление США еще два месяца назад предупредило полицию Каталонии об угрозе терактов в городе. Причем улица Рамбла, на которой накануне под колесами микроавтобуса погибли 14 человек, была указана в качестве вероятной цели.


Об этом накануне вечером сообщила испанская газета El Periodico. Также, по данным издания, всего 2,5 недели назад, 30 июля, угрозы террористического характера распространились в социальных сетях.

В учетной записи в Twitter, связанной с террористической группировкой «Исламское государство», появилось сообщение о неизбежной атаке на Аль–Андалусию (название, под которым была известна населенная мусульманами часть Испании в Средние века; территория современной Каталонии входила в ее состав). «Мы собираемся ввести халифат в Испании, и мы восстановим нашу землю. Надвигается атака на Аль–Андалус. Если Богу угодно», — говорилось в серии сообщений в этом аккаунте.

Более того, около года назад газета La Vanguardia писала, что «Исламское государство» разместило в интернете видеосюжет, в котором содержалось предупреждение о возможной атаке на Испанию.



Глазами очевидцев

Мы связались с белорусами, которые в день теракта находились в Барселоне.

Юлия Копылова, журналист:

— Я должна была ехать на работу на метро (живу в двух станциях от центра) и сто процентов попала бы в момент происходящего на центральную станцию «Площадь Каталонии». То есть увидела бы весь ужас происходящего своими глазами, но по стечению обстоятельств (теперь воспринимаю их как счастливые) осталась дома по состоянию здоровья. В момент трагедии улица Рамбла, как обычно, была заполнена туристами. Местные туда стараются не ходить: шумно, много людей, случаются кражи... Полиция и «скорая» до полуночи ездили с мигалками, а первые несколько часов над улицей кружили вертолеты. Вечером в день трагедии все мои соседи слушали новости на разных каналах, хотя обычно у нас во дворе слышны исключительно музыка и веселый смех...


О реакции горожан пока могу судить только по газетам и соцсетям. Люди в ужасе. Каталонцы — народ очень дружелюбный, здесь нет ущемления по национальному или религиозному признаку, поэтому они до сих пор не могут понять, как такое могло произойти в их городе. Я пока не выходила на улицу, так как полиция советует всем не приближаться к центру и избегать столпотворений.

Наталья Яскевич, социолог:

— До позднего вечера в районе Старого города летали вертолеты, пока ситуация более–менее не прояснилась. Люди вели себя абсолютно адекватно, без паники, старались всячески помочь пострадавшим. К вечеру в городе — что для Барселоны удивительно! — воцарилась полная тишина. Места, в том числе и туристические, которые в обычное время постоянно заполнены людьми, выглядели абсолютно пустынными.


Валерия Папкина, программист:

— Мы отдыхали в Лорет–де–Маре и перед отъездом на пару дней заехали в Барселону. Только мы ушли с Рамблы, как услышали звуки сирен. Но не придали им значения, отправились гулять в Готический квартал. И там сразу насторожило то, что все магазины начали спешно закрываться. Мы решили зайти в одно из заведений на площади Каталонии, чтобы почитать новости. Я сразу почувствовала неладное, говорю своему молодому человеку: «Давай не пойдем туда». Он ответил, мол, нельзя быть в неведении, нужно зайти, посмотреть, что происходит, и отписаться родителям, что с нами все хорошо. На подходе к площади слышим хлопок — и вдруг на нас бежит толпа. Люди начинают искать укрытие, прижиматься к магазинам. Мы тоже прижались к дверям уже закрытого магазина. И непонятно, что делать дальше. Что, собственно, случилось? Куда бежать? На улицах паника, люди кричат, разбегаются. Тут я увидела открытые двери отеля, мы побежали туда, а там уже были телевизор, интернет... Отсиделись в холле, полиция не выпускала нас из отеля 2 часа, пока все не утряслось.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter