Траектория российской внешней политики.

Президент РФ после саммита Россия – ЕС едет на саммит ШОС в Пекин.

Президент РФ после саммита Россия – ЕС едет на саммит ШОС в Пекин.

Проблема того, куда совершит свой первый зарубежный визит Владимир Путин в роли Президента РФ, долгое время занимала умы аналитиков. Особенно обострилась дискуссия по данному поводу после отказа Путина от поездки в резиденцию американских президентов Кэмп-Дэвид.

Однако в планах В. Путина остался визит в Пекин. Хотя надо отметить, что и Кэмп-Дэвид, и Пекин являются в данном случае местами проведения международных саммитов, соответственно поездки туда уже заведомо не являются «полноценными» визитами в США или Китай.

А первый официальный визит Президент России уже совершил в Минск, причем это был именно визит для решения вопросов двусторонних отношений в рамках Союзного государства. Оттуда Путин отправился в Европу: в Берлин и Париж. Это была демонстрация  важности для России отношений с Евросоюзом, крупнейшим торговым партнером РФ, внутри которого у России давно уже сложились особые отношения с двумя крупнейшими экономиками ЕС – Германией и Францией. Данная внешнеполитическая линия была продолжена саммитом Россия – ЕС в Стрельне под Санкт-Петербургом, прошедшим в самом начале июня. Одним из важнейших вопросов саммита, как и визитов в Берлин и Париж, станет введение безвизового режима между ЕС и РФ, на чем активно настаивает Москва. Таким образом, подтверждено, что Россия была, есть и будет европейской страной, поэтому отношения с Евросоюзом останутся важнейшим приоритетом.

Однако Россия – это Европа, протянувшаяся до Тихого океана. Соответственно отношения с Азией являются приоритетом ничуть не менее важным. Особенно учитывая стремительный рост экономического, политического и военного потенциала азиатских стран и, таким образом, их общего влияния на мировые дела. Поэтому следующий визит Путин совершает в Пекин, на саммит ШОС.

Сегодня возникли новые обстоятельства, которые могут стимулировать активизацию деятельности ШОС. В первую очередь речь идет о предстоящем в 2014 году выводе войск США, НАТО и их союзников из Афганистана. Это потребует от стран ШОС, с одной стороны, усилий по предотвращению экспансии талибов на север, с другой стороны – попыток по вовлечению Афганистана в свою сферу влияния. Возможно, на предстоящем в Пекине саммите ШОС он станет пятым наблюдателем при этой структуре. Однако само по себе получение этого статуса мало что значит. Принципиально новым шагом стал бы прием в ШОС хотя бы одной новой страны в качестве полноправного члена. На роль полноправных членов могут претендовать страны-наблюдатели: Иран, Индия, Монголия, Пакистан. Однако Иран в ШОС принят не будет, поскольку находится под санкциями ООН (за которые, в частности, голосовали Россия и Китай).

Генеральный секретарь ШОС Муратбек Иманалиев заявил некоторое время назад, что никто, в том числе и Китай, не возражает против приема в организацию Индии, но этот вопрос требует длительной проработки и усугубляется общей забюрократизированностью структуры, а также различными политическими и экономическими проблемами. На самом деле Пекин не хочет вступления Индии в ШОС. Китайцы справедливо считают, что это сильно снизит их роль в организации. Москва же активно настаивает на приеме Индии. С приемом Пакистана ситуация обратная: Китай – за, Россия – против.

Общей проблемой для стран ШОС становится реагирование на ситуации, подобные происходящим сейчас в странах Ближнего Востока. В итоговой декларации саммита предполагается зафиксировать, что главы государств ШОС выступают за прекращение насилия на территории Сирии, откуда бы оно ни исходило, а урегулирование кризиса должно осуществляться на основе общенационального диалога.

Наконец, серьезной проблемой ШОС является ее собственный бюрократический аппарат. Из-за него очень значительная часть совместных мероприятий в различных сферах не реализуется.

Предполагается, что на предстоящем саммите ШОС в Пекине лидерами стран-участниц будут приняты Основные направления стратегии развития организации. К принятию также планируется не менее значимый документ об оперативном реагировании на события, угрожающие региональной безопасности. Поводом для этого послужили недавние события на Ближнем Востоке и в Северной Африке. При этом особое внимание будет уделяться информационной безопасности.

Определенной сенсацией саммита может стать предоставление Турции статуса партнера по диалогу (на сегодняшний день такой статус в ШОС имеют Беларусь и Шри-Ланка). Хотя права партнеров по диалогу достаточно ограниченны, они могут участвовать не во всех мероприятиях ШОС и не имеют доступа к непубличным документам организации, предоставление этого статуса стране – члену НАТО имеет принципиальное значение. Это означает, что либо вторая по своей военной мощи страна НАТО продолжает форсированный разрыв с альянсом, либо выступает в роли агента НАТО внутри ШОС, что означает значительное повышение интереса Запада к этой структуре.

В целом принципиальными моментами саммита станут содержание стратегии развития ШОС, а также будет ли принята в организацию Индия.

Таким образом, саммит в Пекине может стать переломным и придать ШОС новое качество развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter