Как абитуриентам выбрать профессию по душе

Траектория развития

22 апреля завершится регистрация на централизованное тестирование. Кто-то из абитуриентов выбрал желанную специальность, а соответственно, и учебные дисциплины для ЦТ без лишних колебаний. А кто-то все еще терзается в сомнениях. Между тем специалисты рекомендуют заранее расставить акценты в профессиональных предпочтениях, чтобы потом не жалеть о потраченных на нелюбимое дело годах.


Точка входа

Окончание школы — рубеж между детством и взрослой жизнью. И делать, по сути, свой первый в жизни ответственный выбор многим подросткам страшновато. Им кажется, что он может быть ошибочным, говорит психолог-профориентолог Екатерина Канапацкая:

— У подростков разная степень осознанности выбора профессии. Зависит она от многих факторов. Кто-то более активный и пробует новое, за счет этого опыта понимает, что ему нравится, а что — нет. Есть ребята, более склонные к рефлексии: они взвешивают все плюсы и минусы, анализируют свои способности. А есть и такие, кто их обесценивает. Недавно у меня на консультации был одиннадцатиклассник с родителями. Его интерес — мода. Сам он одевается стильно, подруги всегда зовут с собой в торговые центры, даже мама обращается к нему за советами. Парень рассматривал это увлечение как будущую профессию, даже думал о получении навыков шитья. Но после неудачной шутки отца о несерьезности такого занятия для парня юноша растерялся, перестал придавать значение своим интересам и навыкам и пришел на консультацию с проблемой полного незнания, куда двигаться. В результате удалось вселить уверенность в парня, что мода — то направление, где он может проявить свои таланты, может быть успешен. Юноша увидел варианты развития в профессии, родители его поддержали.

Часто выбор профессии — семейное решение. И порой мнение ребенка может не совпадать с мнением родителей.

— Их можно понять — они слышат про цифровизацию, роботизацию, исчезновение многих специальностей. И в таких случаях возникает желание обратиться к вечным профессиям: врач, юрист, банкир и так далее. Второй момент — страх, что ребенок не поступит в вуз сразу после школы. Поэтому возникает давление со стороны родителей, и абитуриент идет туда, куда проходит по баллам. И не всегда эта специальность близка ему. Стоит понимать, что сегодня уже нет такого, как 20—30 лет назад, когда образование получали на всю жизнь. Ваш ребенок будет учиться снова и снова, менять специальности, осваивать новые компетенции, а возможно, и вовсе поменяет сферу деятельности.

Поступательное самоопределение

О профориентации следует подумать задолго до 9—11-го класса. И главные задачи родителей — познакомить ребенка с миром профессий и научить рассуждать, рефлексировать, делать самостоятельный выбор. Для этого не нужны специальные знания, достаточно интересоваться, что вашему чаду нравится, отмечать его увлечения, поддерживать его любопытство, рассказывать о своем опыте и своей работе. И делать это в моменте, ненавязчиво.

— Дети в младшем возрасте играют в ролевые игры — примеряют на себе работу продавца, парикмахера, врача и так далее. Уделите больше внимания таким играм. Уже в чуть старшем возрасте при просмотре фильмов с детьми можно обсудить профессии героев, побуждайте ребенка к рассуждению. Обращайте его внимание на то, что спасатель не просто тушит пожары. А эта работа связана с риском для жизни, здесь ненормированный график и непростые условия труда и так далее. 

По словам Екатерины Канапацкой, часто дети понятия не имеют, чем занимаются их родители на работе. Папы и мамы просто не рассказывают им об этом, а зря.

Помогает с самоопределением и дополнительное образование. Однако здесь важно найти баланс между кружками и секциями, чтобы ребенок не был перегружен.

— Смысл в том, чтобы на основе всех своих знаний и навыков ребенок смог в будущем построить индивидуальную траекторию своего профессионального развития. Встречаются дети, которые имеют несколько увлечений и не могут выбрать, какое из них будет приносить им в дальнейшем доход как профессиональная деятельность. В таких случаях лучше выбирать специальность на стыке смежных профессий. Ваш ребенок креативный, рисует, поет, любит фотографировать? Возможно, из него получится неплохой специалист по рекламе, где все это может пригодиться. Можно выбрать социально-культурную деятельность, а затем уже определиться с направлением, — рекомендует Екатерина Канапацкая.

Однако чаще ситуация складывается иным образом: ребенок не знает, какую профессию выбрать.

— Если это одиннадцатиклассник, лучше обратиться к профориентологу, чтобы не терять время. Некоторые родители опираются на предметы, которые хорошо даются их детям и по которым ребята точно неплохо сдадут тесты, поступят в вуз. Но при таком раскладе есть риск попасть вообще не в ту сферу и сбиться с правильного курса. Поэтому лучше так не делать.

Заслуженные льготы

Прошлогодняя вступительная кампания открыла ряд возможностей для талантливых и одаренных ребят. Одна из них — поступление без вступительных экзаменов. В этом году список льготников расширился. Впервые медалисты либо обладатели дипломов колледжей с отличием смогут без экзаменов поступить в вузы столицы на специальности, наиболее востребованные экономикой, — есть их перечень. Более того, в региональные вузы отличники смогут поступить без экзаменов практически на все специальности. Член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Елена Клишевич уверена, что такой подход подтверждает парадигму «Сильные регионы — сильная страна»:

— Для региональных университетов, на мой взгляд, это важное новшество, ведь зачастую наблюдается отток абитуриентов в столичные вузы. Еще в прошлом году были введены университетские олимпиады, победители которых имели возможность без экзаменов поступать в вуз. В этом году абитуриенты тоже пробуют в них свои силы, и количество участников в разы больше. Это хорошая практика, которая себя оправдала.

Еще одно нововведение открыло двери для льготного поступления выпускникам педагогических, военно-патриотических, спортивно-педагогических, аграрных и инженерных классов. При этом у выпускника школы в аттестате должны быть отметки не ниже восьми баллов по учебным предметам профильных испытаний и не ниже семи по всем остальным. Это ключевое требование.

Исключение сделано для выпускников аграрных классов. Для них установлен порог в шесть баллов по профильным предметам. Еще стоит учитывать, что таким детям потребуется наличие рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили. И еще одно обязательное требование — прохождение собеседования в вузе, — поясняет Елена Владимировна.

Список специальностей, на которые могут поступать выпускники профильных классов, утвержден Правительством. Например, ребята из инженерных классов могут претендовать на такие специальности, как «робототехнические системы», «технология стекла, керамики и вяжущих материалов», «системы обеспечения движения поездов», «биомедицинская инженерия» и другие. Из аграрных — на специальности «агробизнес», «ветеринарная фармация», «производство продуктов питания из животного сырья» и так далее.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter