Увеличение производства и экспортных поставок: как ОАО «Бархим» завоевывает рынки

Траектория чистого роста

Ориентированное преимущественно на внутренний рынок и страны ЕАЭС барановичское ОАО «Бархим» в прошлом году нарастило объем производства почти в два с половиной раза, а экспортные поставки — более чем в пять раз. Позитивная тенденция продолжилась и в этом году. Предприятие также демонстрирует высокие темпы работы и реализует перспективный инвестиционный проект, который позволит расширить свое присутствие на рынке жидких моющих средств.

Валентина Гейлаш пришла на «Бархим» сразу после института и доросла до главного технолога предприятия.

Исправить экономику

ОАО «Бархим», являющееся дочерней компанией холдинга «Белресурсы», хорошо известно на всем постсоветском пространстве. Более 75 лет здесь выпускали самые различные виды изделий, начиная от клеевой ленты и заканчивая электродами. Однако основной продукцией, по которой «Бархим» узнают в стране и за ее пределами, стали товары бытовой и промышленной химии, синтетические моющие средства. 

В 1990-х — начале 2000-х предприятие под натиском конкурентов значительно уступило свои позиции на рынке синтетических моющих средств. Ситуацию удалось исправить благодаря масштабной модернизации, проведенной в 2010 году.

Светлана ШЛЕПЦОВА.
Это позволило заметно нарастить объемы производства, однако финансовые показатели работы были далеки от идеальных. В итоге в июле 2020 года в ОАО «Бархим» произошла смена руководства, и заняться исправлением сложившейся ситуации пришлось новому директору Светлане Шлепцовой. В свое время она изучала новые технологии производства моющих и чистящих средств, а позже работала на одном из минских предприятий в смежной отрасли, так что о том, как работает этот рынок, имела четкое представление.

То, что нужно рынку

— Первоочередной целью стало поднятие продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках, — рассказывает Светлана Шлепцова. — Одним из способов решения этой задачи стал вывод на рынок новых продуктов, соответствующих мировым стандартам.

Двигаясь в этом направлении, в апреле 2021 года «Бархим» получил государственную аккредитацию собственной лаборатории по новой версии, что дало возможность усилить контроль за качеством на всех стадиях производства. В 2020—2022 годах предприятием был проведен ребрендинг выпускаемой продукции, который внес современные акценты в представление ее на рынке. В текущем году освоено производство жидких моющих средств для стирки шерстяных, шелковых и других деликатных изделий.

Чтобы обеспечить выполнение всех заказов от партнеров в минувшем году, предприятие организовало двухсменный режим работы и создало 30 дополнительных рабочих мест.

— «Бархим» имеет хороший потенциал для выпуска самой современной продукции, — продолжает директор. — Ведь по качественным характеристикам наши синтетические моющие средства не уступают импортным аналогам. Но крайне важно «подать товар лицом».

За минувшие три года маркетинговая служба ОАО «Бархим» заметно активизировала свою деятельность на внутреннем и внешнем рынках. В итоге стиральные порошки и другие моющие средства, произведенные в Барановичах, стали более узнаваемыми на рынке, постепенно начала расти их реализация.

Экспортный драйвер

Взрывной рост произошел в 2022 году, когда с российского рынка ушли многие западные компании и торговые сети ощутили дефицит качественных моющих средств в среднем ценовом сегменте, который как раз и занимает барановичская продукция. Чтобы обеспечить выполнение всех заказов от партнеров, предприятие организовало двухсменный режим работы и создало 30 дополнительных рабочих мест

— В прошлом году мы обеспечили выполнение всех ключевых показателей, — подчеркивает Светлана Шлепцова. — Объем промышленного производства достиг почти 15 миллионов рублей — 240,6 процентов к 2021 году, темп роста выручки от реализации продукции — 333,9 процента, чистая прибыль — почти 2,6 миллиона рублей. Во многом добиться этого удалось благодаря увеличению экспорта, темп роста которого составил 547,5 процента. Всего на внешние рынки было отгружено продукции более чем на 1,3 миллиона долларов, а удельный вес экспорта продукции в объеме промышленного производства за 2022 год составил 23,5 процента против 10,2 процента в 2021-м. При этом основной объем экспорта — без малого 94 процента — пришелся на Россию, где у нас имеются постоянные контрагенты от Смоленска до Владивостока.

Вполне закономерно, что с такой внешнеторговой динамикой ОАО «Бархим» было признано в Барановичах «Экспортером года — 2022». Итоги работы предприятия за первое полугодие 2023‑го тоже впечатляют. К соответствующему периоду 2022‑го темп роста объема производства продукции здесь составил 260,4 процента, выручки от реализации продукции — 105,4 процента, прибыли от реализации — 119 процентов, экспорта — 103,2 процента. Все это благоприятно сказывается на трудовом коллективе, который насчитывает 160 человек. За прошедшее полугодие среднемесячная заработная плата к аналогичному уровню 2022‑го выросла на 42,4 процента. При этом темп роста производительности труда превышает рост зарплаты, что дает предприятию дополнительные возможности для новых инвестиций в производство.

фото геннадия поплавского

В частности, сейчас в ОАО «Бархим» реализуют инвестиционный проект по модернизации производства жидких моющих средств, который включен в программу «Один район — один проект». Завершить его планируют к началу 2024 года, благодаря чему на предприятии появится не менее десяти новых рабочих мест.

— Суть проекта заключается в наращивании объема выпуска жидких моющих средств, спрос на которые сейчас стабильно растет, — объясняет Светлана Шлепцова. — Мы хотим расширить ассортимент этой продукции.
По нашим расчетам, с установкой второй линии производство гелей для стирки, кондиционеров, отбеливателей вырастет ориентировочно в 15 раз и достигнет шести тысяч тонн в год. Около 80 процентов этой продукции пойдет на внутренний рынок — то есть по своей сути это не только инновационный, но и импортозамещающий проект.

Одной командой

Увеличение объемов производства вкупе с идущей модернизацией позволяет строить оптимистические прогнозы по поводу дальнейшего развития ОАО «Бархим». О том, что предприятие активно развивается, говорят и его работники.

— На «Бархиме» работаю с 2005 года, поэтому могу смело сказать, что в сравнении с теми годами предприятие стало более современным, — делится своим мнением водитель погрузчика Александр Бубен. Появились новое оборудование, техника, на которой удобно работать, и, конечно же, улучшились условия труда.

— А еще у нас дружный коллектив, что также важно для комфортной работы, — дополняет старшего коллегу укладчик-упаковщик цеха жидких моющих средств Анастасия Комендантова. — Плюс неплохая зарплата вместе с гарантированным соцпакетом.

Укладчик-упаковщик цеха жидких моющих средств Анастасия Комендантова большим плюсом считает дружный коллектив предприятия.

Отличительной чертой коллектива ОАО «Бархим» является то, что все его работники как один готовы поручиться за качество своей продукции.

— Мы используем современные технологии производства моющих средств, поэтому спрос на нашу продукцию закономерно растет, — подчеркивает мастер участка товаров бытовой химии Роман Синица.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter