Традиции вкуса

О культурных мероприятиях

Что ни месяц, на Брестчине обязательно какое–нибудь культурное событие. Июнь — «Ружанская брама» и «Каменецкая вежа». Июль — день рождения Бреста. Сентябрь — День белорусской письменности, театральный фестиваль «Белая вежа». Бываю везде. По долгу службы и по зову души. Удивляюсь. Восхищаюсь. И огорчаюсь. Убеждаясь иной раз в правоте народной правды, что у нас любой праздник легким кивком головы мелкого чиновника можно превратить в сельскую свадьбу...


Если «Белая вежа» за много лет «вызрела», приобрела свое лицо — это уже брэнд Бреста, то «Ружанская брама» — тот первый блин, который местами получился комом. Читала впечатления блоггеров о мероприятии, пролистывала газеты. Все — в восторге. Я что–то упустила, не увидела? Да нет, целый день провела в поселке. В результате пришла к выводу: не надо было приезжать. Не стоило разрушать закрепленный в сознании образ возвышенного и беззащитного «Ружанского Версаля». Тротуарную плитку б/у (ладно, не самое лучшее сейчас экономическое положение) уложили в Ружанах наспех, доверив утрамбовывать прорехи дамским каблучкам. Покрасили камни, что в моем представлении равносильно покраске травы. И, наконец, главным действующим юридическим лицом на «браме» сделали Пружанское райпо. Глаз огорчали их многочисленные торговые палатки на территории дворца. «Ружанская брама» должна все же быть мероприятием камерным. Это не «Дажынкi», не Масленица... Грешным делом подумалось, стоит ли возрождать старинные дворцы и усадьбы, чтобы зазывать в них пивом да шашлыками? С хмельного глаза ведь не поймешь всю важность возвращения к истокам. Ревизия прошлого под рюмку с нехитрой закусью — это не то, к чему нужно стремиться.


А ведь есть с чем сравнивать и в Брестской области. Довелось бывать мне на «Каменецкой веже». Вначале подумалось, что превратить мероприятие в гулянье мешает теснота: возле Белой вежи торговле не развернуться. Но, побродив подольше, поняла: нет, здесь пиво — отдельно, история — отдельно. Я увидела разумное сочетание былого и современности. Вот вам простой секрет успешного туристического маршрута.


Сейчас Брестчина готовится принимать День белорусской письменности. Встречать гостей будут Ганцевичи. Есть уверенность, что здесь палатки с едой напротив сцены не поставят. Председатель Ганцевичского райисполкома Владимир Столяр любит и знает свой край. А если б слышали, как он говорит на белорусском языке! Сочным у него каждое слово получается, речь — как ручеек. Убедилась в том на прошлогоднем празднике, организованном к 70–летию района. Прошел не так скучно, как у соседей, — на одном дыхании. Никаких звездных ведущих, никакой попсы. Все — сами. Да так, что иным столичным организаторам нужно поучиться умению выстроить программу. Чем теперь будут удивлять Ганцевичи? Обещаны: бюст Якуба Коласа (на Ганцевщине классик начал писать трилогию «На росстанях»), памятный знак в честь праздника и знак с именами литераторов, родившихся тут и прославивших край. Министр культуры Павел Латушко привезет выставку старопечатных книг, аутентичных рукописей Якуба Коласа, спектакль Национального академического театра имени Янки Купалы «Сымон–музыка». Что из обещанного сбудется, планирую увидеть воочию в сентябре.


На мероприятиях, призванных пропагандировать наше достояние, культурные и архитектурные богатства, каждая мелочь имеет значение. Уж не обессудьте, но кофе хочется пить из кофейной чашки, а не из пластикового стакана, выступления слышать живые, а не под фонограмму. Кстати, именно на Брестчине Павлу Латушко осмелились сказать, как наши звезды выбивают фиксированные ставки за свои концерты в глубинке. Бюджет платит, а потом местные коллективы ездят по родному краю и зарабатывают деньги — не для себя, а чтобы заполнить дыру в районном «кошельке» после столичных артистов, не желающих работать лишь за счет продажи билетов.


Я — за то, чтобы рыцарские бои проходили в Каменце, шляхетские балы — в Ружанах, чтобы в Бресте на всех праздниках выступал духовой оркестр под руководством Валерия Коваля, а в Беловежской пуще встречали Снегурочку и провожали зиму. Но новоявленная традиция загромождения центра события брезентовыми палатками с надписями «райпо» пусть уходит на обочину. Кто ищет — тот найдет. И не помешает тем, кто пришел за чем–то большим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter