Традиции в натуральную величину

О праздновании дня города в Витебске

На самой верхушке витебской Ратуши давали концерт бесстрашные скрипачи. В небе, поднятые специальным краном, парили влюбленные. По мостовой на улице Суворова маршировали дружинники княгини Ольги. Так феерично в минувшие выходные витебчане возрождали традицию праздновать День города. В нынешнем году, к слову, это его 1036–й день рождения.


По словам председателя Витебского горисполкома Виктора Николайкина, недавний опрос общественного мнения показал, что большинство жителей высказались за то, чтобы вынести день рождения города за рамки «Славянского базара». И если раньше он запросто мог затеряться в веренице фестивальных мероприятий, то в минувшие выходные вряд ли нашелся бы человек, который не знал, чему посвящены гуляния. Вернисажи, открытие аллеи партизанской славы, парад невест, выставка ретроавтомобилей, байк–шоу... Программа оказалась насыщенной как никогда.


Но самые интересные «фишки» так или иначе были связаны с историей города. Одна из них — первый городской конкурс великанов, посвященный Федору Махнову. Этот уроженец деревни Костюки Витебской губернии, появившийся на свет в 1878 году, считался самым высоким человеком в мире — 2 метра 85 сантиметров! «Он выступал в цирке, объездил много стран, с ним охотно встречались монархи и другие знатные особы, — рассказала организатор конкурса, главный редактор газеты «Витьбичи» Нина Тулинова. — Вот мы и подумали, что логично посвятить конкурс земляку, благодаря которому в разных уголках мира когда–то узнавали о существовании Витебска».


Фотографический макет Федора Махнова в натуральную величину с прикрепленной рулеткой установили на площади Свободы, и любой желающий мог помериться с ним ростом. Из нынешних земляков великана самым высоким оказался работник «Витебскоблгаза» Алексей Андреянов — 2,08. Благодаря участию гостей из Испании и Франции конкурс получился международным.


Помимо Марка Шагала, вспоминали в Витебске и других художников, которые принесли городу мировую славу. В их числе — Казимира Малевича. В субботу его эскиз с интригующим названием «Смерть обоям» перенесли на один из витебских домов, аккурат по соседству с тем зданием, где в начале века располагалось организованное Шагалом народное художественное училище, а затем и УНОВИС. «Во время празднования первой годовщины Октябрьской революции еще Шагал расписывал заборы, специально установленные на площади Свободы, — обратила внимание гостей праздника руководитель Витебского центра современного искусства Валентина Кириллова. — В 1920–м стены городских зданий супрематическими знаками украсили Казимир Малевич и Эль Лисицкий. В начале 90–х годов традицию продолжили представители творческого сообщества «Квадрат». Несколько лет назад их роспись на перекрестке улиц «Правды» и Ленина исчезла, но сейчас молодые художники вызвались ее восстановить».


С помощью электронных рулеток эскиз Малевича превратили в огромное «полотно» размером почти 7 на 7 метров и нанесли на торец здания. Теперь «черные квадраты» и другие, более яркие супрематические знаки может созерцать любой прохожий. По мнению художников, это не только привязка к историческому месту и возрождение городской визуальной культуры. Это еще и шаг на пути к превращению в музей улицы «Правды». Проект этот, к слову, в 2008–м побывал на экономическом форуме в Лондоне, а недавно появились английские инвесторы, готовые вложить в него около 10 миллионов долларов. Так что вполне возможно, что вслед за «уличными» картинами в Витебске появится и большой современный выставочный центр, которого городу явно не хватает. Не зря же в послании потомкам, капсулу с которым заложили на Воскресенской площади во время праздника, говорится: «Сегодня Витебск обустраивается, на глазах меняется в лучшую сторону, но еще много нужно сделать, чтобы он по–настоящему соответствовал высокому статусу культурной столицы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter