Товарищеский суд

О проблемах товариществ собственников

Гнусный Клятвопреступник, Монтанский Вор, Осквернитель Гробниц, Грязный Плут и Подлый Шантажист. Этих эпитетов удостоился человек с прежде незапятнанной репутацией, посмевший выдвинуть свою кандидатуру на выборах губернатора штата Нью–Йорк. Рассказ Марка Твена «Как меня выбирали в губернаторы» любила перечитывать в детстве, до колик смеясь. Однако теперь не до смеха. С завидной регулярностью на интернет–сайте после каждой статьи, касающейся проблем в товариществах собственников, меня разве что не называют Пожирательницей младенцев. Вот шлейф «комплиментов»: «Полная чушь!», «Статью долой!!!», «Автор ненавидит частную собственность!». Очень похоже: наступила на чью–то больную мозоль.


Однако если твеновский Гнусный Клятвопреступник не нашел ничего лучше чем поскорее снять свою кандидатуру с предвыборной гонки, чтобы снова стать добропорядочным американцем, то я все же не отступлюсь. Товарищества собственников у нас появились более 15 лет назад как рыночная форма самоуправления. Некоторым удалось стать настоящими хозяевами жилья, дать фору ЖЭСам. Но вот беда. Практически все положительные примеры связаны с порядочностью и профессионализмом председателя и нанятых им сотрудников. Но как только у руля оказывается неумеха–проходимец или жильцы разбиваются на враждующие кланы — все, пиши пропало. Товарищества неминуемо демонстрируют все свои уязвимые места. Ведь, как правило, они создавались в нехлопотных новых домах: небольшой штат, хорошие зарплаты, практически свободный график работы и возможность еще подрабатывать на стороне. При этом, не утруждаясь получением дотаций, хотя себестоимость коммунальных услуг у нас отличается от гостарифа в пять раз, предъявляют гражданам самые разные сверхплатежи. Приносили мне жировки товариществ, где по две суммы техобслуживания. Одна по гостарифу, другая — на все остальные затраты. Кто–то вписывает отдельной строкой освещение мест общего пользования, другие — обслуживание лифтов, третьи — общехозяйственные расходы. В общем, втюхивают гражданам все, что потратили, и кто во что горазд. Хотя, казалось бы, нормативная база это уже категорически запрещает — должны работать по гостарифам, а все дополнительные услуги — по желанию жильцов. Но кто следит за исполнением законодательства? Три сотрудника в отделе городского хозяйства в администрации района?..


Вот свеженькое письмо от Ирины Ермолович и ее соседей из Минска: «Председатель самовольно набрала штат сотрудников, определила им и себе приличные зарплаты, а нас загнала в долги. Милиция, куда мы обращались, отказалась рассматривать коллективное заявление, администрация района никаких мер не предпринимает, присылает отписки. Пожалуйста, помогите!» Почти год обивают порог редакции представители ТС по Якуба Коласа, 15 в Минске — никак не могут передать дела в ЖЭС, хотя большинство жильцов проголосовали против товарищества. В судах и склоках погрязло небезызвестное ТС «Силач». Перечень неблагополучных адресов можно продолжать. И это не просто частные примеры. К сожалению, это настроение общества. Товарищества изрядно «наследили».


А высокопарные слова о том, что жильцы в ТС сами управляют своим имуществом, рекомендую приберечь для ясельных групп детского сада. В редком товариществе регулярно собираются собрания, чаще используются письменные опросы, которые легко подтасовать. Следовательно, имуществом и немалыми деньгами реально распоряжаются председатель, бухгалтер и правление. И представьте себе, они могут все растратить и им за это ничего не будет. Прямой уголовной ответственности нет, следовательно, обращаться в РУВД за помощью бесполезно.


Живой пример: организаторы двух потребительских кооперативов «Спектр–капитал» и «Альянс взаимного доверия», о которых недавно писала, похитили у граждан по нескольку миллионов долларов. Это практически такие же некоммерческие организации, как и товарищества собственников. Всем пострадавшим в возбуждении уголовного дела, предполагающего розыск, арест и наложение взыскания на имущество проходимцев, отказано: идите в суд, говорят. Недовольных действиями правлений и председателей товариществ собственников тоже прямиком направляют в суд. Но пойти туда равносильно уподобиться унтер–офицерской вдове, которая сама себя выпорола. Потому что даже если вы выиграете дело, то платить издержки, связанные с исполнением правосудия, придется товариществу. А откуда оно возьмет на это деньги? Из кармана жильцов, в том числе и тех, кто жаловался. Перед нами беспроигрышная схема полной безответственности в распоряжении чужими, и немалыми, деньгами.


Как быть? Отнять у граждан право распоряжаться своим имуществом? Вовсе нет. Просто некоммерческая общественная организация не должна обслуживать дома. Был у нас опыт, когда на общих собраниях директоров выбирали. Что из этого вышло — известно. А основной функцией товарищества должен стать выбор профессиональной компании, имеющей на то сертификат или лицензию. Хотите создать с нуля свою? Пожалуйста, но по всем прописанным для таких организаций правилам, с аттестацией специалистов. А в противном случае для реализации волеизъявления собственников вовсе не обязательно содержать председателя и бухгалтера. Это и сейчас накладно, а как вырастут тарифы — тем более. Схема может выглядеть так. Достраивается дом. Исполком объявляет тендер среди государственных ЖЭСов и коммерческих компаний, которым на равных предлагается планово–расчетная цена за обслуживание дома с учетом положенных дотаций, пока они есть. Кто предложит больше бонусов, тот и победил. Как–то так.


А не согласных со мной приглашаю: давайте поспорим. Но только по существу...


Советская Белоруссия №94 (24477). Четверг, 22 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter