Товарищ сержант

Как подготовить младшего командира

Как подготовить младшего командира


Так сложилось, что у нас и в западных армиях к процессу подготовки младшего командного состава всегда относились по–разному. В результате ответ на вопрос, каким он должен быть, сержант XXI века, пока так и не найден. Нужно ли нам слепо копировать американскую модель и придавать сержантам главенствующую роль, делать их «становым хребтом» всей военной структуры? Сколько должна длиться подготовка, какие критерии отбора кандидатов в сержанты наиболее приемлемы в нынешних условиях? К решению этого сержантского «уравнения» во внутренних войсках относятся серьезно. Сделано немало, и выстроенная система подготовки младших командиров позволяет поставлять в войска вполне квалифицированных специалистов. Вместе с тем есть и нюансы — своеобразные иксы и игреки, к точному определению которых мы пока лишь подбираемся...


От сержанта до майора


Слово «сержант» с латинского переводится как «служащий». Впервые в истории оно упоминается почти десять столетий назад: в Англии так называли землевладельцев, которые пользовались участками, попутно выполняя определенные задачи по велению короля. Шли века, и слово обрело новый смысл. Сейчас почти во всех армиях мира сержанты — это представители младшего командного (или унтер–офицерского) состава. Исходя из специфики несения службы, отбора, подготовки, профессиональные навыки сержантского состава существенно разнятся. К примеру, когда разговор заходит о высшем сержантском «классе», обычно упоминают США. Почему? Все просто: там младшие командиры — основа, на которой держится армия. И это не преувеличение. Взять хотя бы такой факт: именно советы сержантов рот, батальонов, полков, бригад и т.д. принимают решение о том, достоин ли кандидат в сержанты этого звания или нет.


Схема подготовки младших командиров в США многоступенчатая и дает хорошую возможность продвинуться по карьерной лестнице. Сначала — от одного до двух лет службы рядовым. Далее, после одобрения советом сержантов, лидеры из числа солдат отправляются в учебку. Оттуда они возвращаются взводными сержантами. Потом история повторяется. Лучших взводных сержантов посылают на курсы ротных и т.д. Дослужиться можно до сержант–майора.


Однако главная изюминка американской системы даже не в этом. Пожалуй, она заключается в четко выраженном кредо тамошних младших командиров: «Сержант — лидер солдат. Он — помощник офицера, но офицеры не должны брать на себя выполнение сержантских обязанностей». Вот этот принцип, как утверждают многие белорусские и российские специалисты, именно то, чего не хватает нам.


Делай, как я!


Для сравнения расскажем вкратце о том, как выглядит наша система отбора и обучения младших командиров.


Стать сержантом во внутренних войсках может только призывник с 1–й группой годности по здоровью. Нет, ему не обязательно 25 раз подтягиваться на перекладине и бегать быстрее всех кроссы с полной выкладкой. Но железное здоровье — обязательное условие для отбора.


Просмотр кандидатов начинается уже во время первого учебного сбора. В течение месяца КМБ к новому пополнению присматриваются, прицениваются, отбирают неформальных лидеров, составляют их психологические портреты. Дальше — следующий «фильтр»: снова консультации с участием психологов, командиров, обсуждение на совете сержантов. В результате одобренных кандидатов посылают в сержантские учебки. Но и здесь им нельзя расслабляться: забраковать младшего командира могут даже на финальной стадии обучения. Скажем, за нарушение дисциплины.


Главный лозунг наших сержантов традиционен и не меняется уже много десятилетий. Звучит он просто и незамысловато: «Делай, как я». Адресован призыв, понятно, рядовому. Но всегда ли младший командир компетентен и авторитетен, способен повести за собой? И может ли исполнять функции лидера пацан, которому 18 — 19 лет? Да, сержанта можно научить отлично стрелять, грамотно выполнять тактические задачи. Он может замечательно справляться с обязанностью дежурного по роте, хорошо зарекомендовать себя при несении патрульно–постовой службы. А вот быть учителем...


— К сержанту приходят с любой проблемой, рассказывают даже о том, что матери не отважатся сообщить, — говорит заместитель командира 3–го взвода 1–й учебной роты войсковой части 3310 старший сержант Александр Протосовицкий. — О чем это говорит? Приходится быть психологом. Или, по крайней мере, хорошо разбираться в людях. Это приходит с опытом...


Наверное, поэтому в первую очередь при отборе кандидатов делают ставку на тех, кто имеет образование, а еще лучше — педагогическую практику. Жизненный опыт для сержанта — вещь неоценимая.


— Приживаются не все — я бы сказал, что небольшой процент «брака» в учебке все–таки существует, — рассуждает заместитель командира 2–го взвода 3–й учебной роты старший сержант Николай Свиридчук. — Главная проблема, по–моему, в том, что нынешние молодые люди боятся ответственности. А ведь звание сержанта именно это и подразумевает — некоторые решения приходится брать на себя.


Еще один нюанс, на который указывают многие военнослужащие, — сокращение учебных часов. Раньше на подготовку сержантов отводили два с половиной месяца, сейчас — всего один. Не потому ли результаты последнего выпуска сержантской учебки в Околице не такие радужные, как несколько лет назад?


— Круглых отличников в этот раз не было, — подтверждает Николай Свиридчук. — Самым сложным для ребят оказались практические моменты. К примеру, мы можем научить их в теории, как правильно выкопать окоп, а вот практики на отработку навыка не хватает.


Звание или призвание?


Сейчас во внутренних войсках рассматривается вопрос о введении должности главного сержанта. Специалисты предполагают, что это позволит вдохнуть новую жизнь в советы сержантов, которые и возглавят новые «главные». У главного сержанта появится больше полномочий, ему будет проще вынести важный вопрос на рассмотрение командного состава и т.д. К тому же у младших командиров будет серьезный стимул к работе над собой...


Рассуждают и о том, не ввести ли для сержанта особую форму, чтобы младший командир четко выделялся из окружающих его солдат. Набраны первые сержанты–контрактники. По этому пути, к слову, уже давно призывают пойти некоторые российские военачальники. Задумка такая: профессиональные сержанты будут гораздо более качественно выполнять свои непосредственные обязанности. Работу сержанта соседи предлагают возвести в ранг профессии, соответственно выстроить и систему подготовки. Следует ли и нам копировать такую модель?


— Своих сержантов мы учим тому, что непосредственно понадобится им во время несения службы, — считает командир учебного батальона войсковой части 3310 Александр Чернов. — Поэтому не заставляем наших младших командиров проходить «полосы выживания» и т.п., как делают в американской армии. Слепо копировать зарубежный опыт — не вариант. А вот количество учебных часов действительно нужно увеличить.


Над чем еще следует задуматься? Профессионалы не скрывают — зачастую полностью раскрыться сержантам не позволяют... офицеры. И там, где вполне может хватить усилий сержанта, в дело почему–то вступает капитан, а то и майор. Дубляж сержантских обязанностей они объясняют тем, что младший командир, по сути, тот же солдат. Что с него, прошедшего через короткую учебку, возьмешь? Выходит, чтобы искоренить практику перестраховки и перекладывания ответственности на офицерские плечи, нужно повысить качество сержантской подготовки, увеличить количество часов на обучение. Иначе круг замкнется...


...Нынче во внутренних войсках стартует эксперимент. Сержанты в учебке прошли несколько тестов и через некоторое время, когда приступят к службе в своих частях и соединениях, задания повторят. Специалисты проследят, насколько изменились результаты, и внесут коррективы в систему подготовки. Лишь таким образом, постоянно совершенствуясь и внедряя новые методики, мы сможем не просто изменить отношение к сержантскому составу, но и действительно сделать его опорой в структуре войск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter