Олегу Янковскому — 80: вспоминаем лучшие роли любимого артиста

Тот самый Янковский

23 февраля — юбилей Олега Янковского, представителя известной актерской династии с белорусскими корнями. На театральной сцене он когда‑то дебютировал в Минске: увлекся театром под влиянием старшего брата — актера Ростислава Янковского. Народному артисту СССР могло бы исполниться 80 лет, если бы болезнь не прервала его жизненный и творческий путь. Однако поклонники знают: Олег Иванович за тот короткий срок на Земле, который был ему отпущен, сделал столько, сколько иным не удается за долгие годы, пополнив золотой фонд советской киноклассики незабываемыми и любимыми образами.

«Щит и меч» (1968)

Эпопея «Щит и меч» много лет остается в списке топовых советских кинолент. Четырехсерийный фильм, приуроченный к юбилею Службы внешней разведки КГБ СССР, выходил на экраны по частям, с небольшим перерывом: первую серию «Без права быть собой» посмотрело 68,3 миллиона зрителей, и она в 1968‑м стала лидером советского кинопроката. Второе место заняла следующая серия фильма «Приказано — выжить…» — на нее в кино пришло 66,3 миллиона зрителей. Серии «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» привлекли в кинотеатры 46,9 миллиона зрителей, заняв в прокате 6‑е и 7‑е места. Именно с этого военно-патриотического сериала началась настоящая, всенародная слава Олега Янковского, игравшего тогда в Саратовском театре. Судьбоносные события часто выглядят как случайность, вот и с попаданием Янковского в кино сложилось именно так. На главную роль — разведчика Александра Белова, внедренного в абвер и срывающего планы Третьего рейха, — утвердили Станислава Любшина, а на роль его друга Генриха Шварцкопфа долго не могли найти кандидатуру. Будучи на гастролях, Янковский однажды зашел в ресторан, где в это время находился режиссер Владимир Басов со съемочной группой.

«Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошел на Генриха. Так ведь, наверное, не актер, — рассказывал позже Басов. — Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. Тогда еще необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринужденности…» Станислав Любшин же вспоминал, как волновался Янковский во время своих первых проб: «Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утвержден, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше…»
Конечно, его утвердили. И сразу же предрекли всесоюзную славу. Так и сбылось: Янковский стал популярен мгновенно. 
И тут же на экраны вышел еще один фильм, который закрепил его в статусе молодой кинозвезды, — «Служили два товарища» режиссера Евгения Карелова. В этой киноленте его партнерами стали Ролан Быков и Владимир Высоцкий.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

В фильме Владимира Мотыля актеру досталась небольшая, но по-настоящему запоминающаяся роль декабриста Кондратия Рылеева — поэта, одного из пяти казненных руководителей декабрьского восстания 1825 года. Рылеев был одним из троих приговоренных, у которых оборвалась веревка, так что он был повешен повторно. Именно этот эпизод, один из самых запоминающихся во всей двухсерийной картине, довелось сыграть Олегу Янковскому. Причем играть практически не понарошку, так как режиссер стоял за достоверность во всем — и во время казни на актеров набросили настоящие висельные мешки, а поржавевшие кандалы были взяты из музея. Янковский рассказывал, что в тот момент, когда ему надели мешок на голову, он почувствовал леденящий ужас. Конечно, на виселице актеров заменили каскадеры, но переживаний им хватило и так — оттого, возможно, реплика Янковского прозвучала столь достоверно.

«Мой ласковый и нежный зверь» (1978)

Фильм Эмиля Лотяну по мотивам чеховской «Драмы на охоте» — один из тех, где Янковскому не досталась роль положительного героя, да и есть ли они в этой истории? Актер сыграл судебного следователя Камышева, в которого влюблена расчетливая юная Олечка, выбирающая будущего мужа между обеспеченными возрастными поклонниками. Янковский сперва хотел отказаться от роли: Лотяну изрядно поменял сюжет, отойдя от литературного первоисточника. Но… режиссер был уже известен и популярен, да и снимать костюмную картину о любви и страсти позволили бы тогда не каждому. «К тому времени он уже снял фильм «Лаутары» — романтическую историю о бродячих молдавских музыкантах — и «Табор уходит в небо» со Светланой Тома. И, конечно, перспектива работать с таким художником была заманчивой», — вспоминал Янковский.


Он не ошибся, доверившись режиссеру: только в 1978 году фильм посмотрело 26 миллионов зрителей, картина прочно заняла место в рядах классических произведений.

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

В этой картине Янковский сыграл сразу же, как завершились съемки предыдущего фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо», после которой актер на годы вошел в число любимчиков режиссера. После Волшебника в «Обыкновенном чуде» Захаров не желал рассматривать никого другого на роль барона-фантазера.  

«Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы…» — говорил Янковский. 
Тем не менее режиссеру пришлось отстаивать свой выбор перед киностудией: в то время считалось, что у Янковского амплуа скорее героическое, комическим персонажем его не видели. Кроме того, по сценарию у Мюнхгаузена взрослый сын — корнет Феофил, а самому артисту на тот момент было всего 35 лет. Однако Захаров настоял на своем. Впрочем, Мюнхгаузен в исполнении Янковского вышел не столько смешным, сколько философским, хотя сам фильм заставляет смеяться и давно разошелся на цитаты.

«Влюблен по собственному желанию» (1982)

Сыграв в этом фильме режиссера Сергея Микаэляна, Янковский был признан лучшим актером года согласно опросу журнала «Советский экран» — яркое мерило народного признания. Но если про главную героиню библиотекаршу Веру режиссер точно знал, что играть ее будет Евгения Глушенко, то поиски актера на роль бывшего спортсмена, а ныне пьющего заводского заточника Брагина затянулись. Борису Щербакову, на взгляд режиссера, не хватало чувства юмора, Александр Абдулов отличался высоким ростом, и дюймовочка Глушенко рядом с ним смотрелась комично. Но именно она предложила попробовать Янковского, что самому Микаэляну и в голову не пришло: артист несколько лет назад снимался у него в фильме «Премия» в роли секретаря парткома и режиссер просто не представлял его в образе спивающегося индивида. По сценарию Брагин моложе, чем был на тот момент 40‑летний Янковский, к тому же обзаведшийся ранними залысинами на лбу. Чтобы сделать героя более моложавым, гримеры подклеивали ему пижонскую челку.


В 2002 году Микаэлян на волне всеобщего увлечения сиквелами предложил снять вторую часть фильма под названием «Развод по собственному желанию». Янковский ответил отказом — его эта идея не вдохновила. Так и осталась зрителям история о том, как два человека договорились в качестве психотренинга влюбиться друг в друга и что у них из этого получилось.

«Полеты во сне и наяву» (1983)

Картину Романа Балаяна, посвященную теме переосмысления жизни и кризису среднего возраста, не назовешь легкой, однако она считается в каком-то смысле манифестом (или, скорее, диагнозом) целого поколения, стоя в одном ряду с «Осенним марафоном» и «Отпуском в сентябре». Сценарий о работнике архитектурного бюро Сергее Макарове с его личной неустроенностью, перипетиями с женой, любовницей и коллегами Янковскому переслали по почте. Актер был на тот момент более чем востребован, загружен в кино и в театре, а Балаян как режиссер был ему совершенно незнаком. Однако Никита Михалков, с которым он решил посоветоваться, убедил Янковского взяться за роль (притом что и сам на нее претендовал, но получил отказ от своего друга Балаяна, который искал совершенно иной типаж).


Кстати, жену главного героя в этой киноленте играет супруга Олега Янковского в жизни — театральная актриса Людмила Зорина: таким образом было решено добиться большей достоверности. Съемки давались актеру нелегко — из-за большой загрузки в театре «Ленком» и в других фильмах он спал по 3 — 4 часа в сутки, в остальное время разрывался между площадками и сценой. Выйдя на экраны почти одновременно с кинолентой «Влюблен по собственному желанию», фильм оказался несколько в тени, на него обратили гораздо меньше внимания, чем могли бы при более удачных обстоятельствах.  
Тем не менее он произвел впечатление на Каннском фестивале, пусть и во внеконкурсной программе, а сам Олег Янковский считал роль Сергея Макарова своей лучшей работой в кино. В прокате картину посмотрело 6,4 миллиона зрителей, а в 1987 году творческий коллектив получил за «Полеты во сне и наяву» Госпремию СССР.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter