8 декабря балетная труппа Большого театра отправляется в традиционный ежегодный гастрольный тур

Тот самый принц

8 декабря балетная труппа Большого театра отправляется в традиционный ежегодный гастрольный тур...

8 декабря балетная труппа Большого театра отправляется в традиционный ежегодный гастрольный тур по городам Германии и Австрии. Европейским зрителям покажут классику репертуара — спектакли Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история». Последние несколько недель репетиции в Большом не прекращаются ни на минуту. До обеда оттачивают Чайковского, затем на очереди — текущий репертуар. И так день за днем, с небольшими перерывами на сон и обед.


Главного принца белорусского балета Антона Кравченко я застала в театре ранним субботним утром. В то время пока большинство людей еще нежатся в постели, он уже несколько часов как на ногах: репетиция в самом разгаре. Когда музыка смолкает, Кравченко спешно покидает танцкласс: нужно переодеться и успеть на урок в хореографический колледж, где Антон преподает будущим артистам.


— Педагогов колледжу не хватает. Что, впрочем, неудивительно: с такой–то заработной платой... Здесь остались работать только энтузиасты, для которых балет — вся жизнь. Многие из них учили еще моих преподавателей. Им уже за 60, но они по–прежнему в прекрасной физической форме. Балерины, как правило, живут очень долго.


— А артисты балета?


— Тоже. Но только в том случае, если придерживаются своего выработанного годами образа жизни: ежедневно тренируются, правильно питаются.


— Майя Плисецкая вот утверждает, что лучший способ для артистов балета сохранить форму и фигуру — «сидеть не жрамши».


— Артистки могут себе это позволить, но танцоры — нет. На одном капустном листе долго не протянешь. Чтобы поднимать балерин, выполнять сложные элементы и поддержки, нужны силы. А откуда их брать? Я не говорю сейчас, что нужно есть все без разбора и в огромном количестве. Пища должна быть сбалансированной, с необходимым количеством белков и углеводов.


— Мальчики, как правило, неохотно идут в балет. Чаще всего это желание влюбленных в «Лебединое озеро» их мам или бабушек. Антон, а как вы попали в профессию?


— Точно так же. Я долго сопротивлялся, хотел быть футболистом или летчиком, но родители настояли. Тогда мне казалось, что это смех один — порхающий по сцене парень в обтягивающем белом трико. Ну разве подходящее занятие для настоящего мужчины? Но постепенно втянулся.


— Ваш коллега Николай Цискаридзе в каждом интервью подчеркивает, что балет — самая мужская профессия на свете. Потому что все артисты — крепкие, мускулистые, с сильными ногами и гибким телом.


— А по Николаю Цискаридзе можно сказать, что он всеми этими качествами обладает?


— Он, кстати, приезжает в конце декабря в Минск с творческим вечером. Танцевать не будет. Собирается рассуждать о балете и делиться воспоминаниями.


— Насколько мне известно, он не танцует уже давно. Цискаридзе хорошо себя раскрутил, но при этом, к сожалению, потерял в профессии. Сейчас ему стал интересен не балет, а самопиар. Но, видимо, этот инструмент успешно работает. Спросите у людей на улицах, кого из артистов балета они знают. Уверен, в числе первых вам назовут фамилии Цискаридзе и Волочковой. Хотя в России и мире есть артисты, которые танцуют во много крат лучше, но их имена не столь известны широкой публике.


— Скандалы, в которых в последнее время погряз Большой театр России, вредят имиджу или, наоборот, способствуют популяризации балета?


— Для всего мира российский Большой всегда был эталоном, к которому следует стремиться. В искусственной популяризации он никогда не нуждался. Теперь позиции Большого как ведущего театра планеты значительно подорваны, скандалы плохо отразились на его репутации. С другой стороны, в любой сфере, где работают творческие люди, скандалы всегда были и есть. Вопрос лишь в том, насколько глубоко они проросли внутрь коллектива. В России в сфере искусства вертятся огромные деньги и каждый хочет урвать себе кусок. В нашем белорусском Большом склок нет. Драк за роли тоже никто не устраивает.


— А как же пресловутые «битые стекла в пуанты»? Или это байки?


— Это прекрасный сюжет для кино, но в жизни такого не происходит. По крайней мере у нас.


— В этом сезоне театр выдал сразу несколько громких премьер: масштабного «Витовта» и экзотических «7 красавиц». В амплуа Принца, получается, зрители увидят вас не скоро?


— Я танцую разных героев, а не только принцев. Просто зрителю, вероятно, я больше запомнился именно этими ролями. Лично мне интересны характерные партии. Скажем, князь Владимир из «Страстей», Хозе из «Кармен» или Спартак из одноименного балета. А принцы скучны. Их проще танцевать, поскольку они ограничены строгостью движений, определенными классическими позициями. В драматических спектаклях больше свободы, средств для самовыражения.


— Чем зрителей должна взять последняя премьера Большого — балет «7 красавиц»?


— Национальным азербайджанским колоритом в его белорусской интерпретации. Мы ставили «7 красавиц» с чистого листа, за исключением музыки наш спектакль не имеет ничего общего с азербайджанской версией. Хореограф–постановщик Юрий Пузаков сделал акцент на страстях, которые идут в ущерб настоящей любви. Мораль истории стара как мир: не надо распыляться на всех женщин одновременно. Поэтому желаю каждому найти в жизни свою одну–единственную.


— Свою роль мечты вы уже сыграли?


— Да, Спартака и князя Владимира. У нас в театре стараются давать артистам партию мечты как можно позже, иначе может пропасть интерес к работе. Надо, чтобы всегда была роль, сыграть которую кажется недосягаемым.


Справка «СБ»


Антон Кравченко — ведущий мастер сцены Национального академического Большого театра оперы и балета. Заслуженный артист.


Родился в Минске. В труппе Большого с 2001 года. В репертуаре: «Спартак» (Спартак), «Легенда об Уленшпигеле» (Тиль Уленшпигель), «Сотворение мира» (Бог, Адам), «Страсти» (Ярополк, Владимир), «Эсмеральда» (Феб), «Щелкунчик» (Принц, Дросельмеер), «Кармен–сюита» (Хозе), «Кармина Бурана» (поэт), «Белоснежка и семь гномов» (Принц эльфов), «Ромео и Джульетта» (Ромео) и др.


Советская Белоруссия №231 (24368). Суббота, 7 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter