Макеты утраченных и сохранившихся до наших дней памятников архитектуры создает краевед Игорь Лапеха

Тот город, которого нет

В Гродно можно вновь увидеть ратушу, доминиканский костел и красивейшую площадь Тизенгауза, которые стерты с лица земли десятки лет назад. Макеты утраченных и сохранившихся до наших дней памятников архитектуры создает краевед Игорь Лапеха со своими учениками. Корреспондент «Р» присоединилась к воссозданию облика старинного города.



Макеты в масштабе 1:200 можно увидеть в витринах фойе областного Дворца творчества детей и молодежи. За стеклом — Фара Витовта начала XVII века, иезуитский костел, старейший на территории страны железнодорожный вокзал, возведенный еще в 1868 году…

Многие здания узнаются не сразу. «Знаменитый Фарный костел мы покрасили не в белый, а в непривычный желтый цвет», — Игорь Лапеха стремится изображать внешний вид сооружений в годы их наибольшего расцвета. В планах — восстановить в макете весь исторический центр Гродно.

На краеведческих занятиях работа над уменьшенными копиями архитектурных ценностей кипит уже третий год. Вызываюсь в помощники.

Ножи, шило, напильники, наждачная бумага — набор инструментов протягивает Максим Троицкий, студент-архитектор политехнического колледжа. В его рабочем чемоданчике имеются пластик, пленка, клей и большой спектр акриловых красок.

Мне доверили воссоздать дом купца Муравьева. Реальной реконструкции визитная карточка города ждет уже более 20 лет. «Берутся многие, не завершает никто, — сетует краевед. — Сделаем макет. Пусть  наконец увидят горожане, как здание должно выглядеть».

Игорь Григорьевич протягивает папку с чертежами. Подготовить схемы, вспоминает, было нелегко. Ребята рассмотрели фасад здания вдоль и поперек. Сделали обмеры и сооружений внутреннего дворика, скрытого от глаз прохожих большим забором. Кое-какую информацию почерпнули в старинных гравюрах, открытках, из плана города 1932 года.



Юные архитекторы принимаются пилить лист ПВХ. «Как это работает?» — верчу в руках странную дугообразную рамку. «Лобзик тут не пригодится. Поливинилхлорид толщиной в два миллиметра можно и ножницами резать», — вызывается помочь преподаватель.

Дизайнер-проектировщик из меня оказался никакой — испортила целый лист пластика. А стоимость материала, как-никак, полмиллиона рублей. «Тогда будете черепицу вырезать», — мне, юному макетчику, доверили коричневую самоклеющуюся пленку. Полтора часа почти ювелирной работы — кровля готова.

На крыше вырезала и два отверстия для окон. «Так много лет назад создавалась подсветка для лестницы. В современном облике здания этого нет, — обращает внимание на нюансы Игорь Лапеха. — Такая же конструкция сто лет назад была, к примеру, и на куполе отделения связи по улице Ожешко».

Дом купца Муравьева нынче лишился своей своеобразной деревянной балюстрады. В макете она есть, и я окрашиваю ее в зеленый цвет — первоначальный узнать не удалось.

«В советское время здание лишилось и неповторимой лепнины на фасаде, — краевед увеличивает старый черно-белый снимок, чтобы показать родовой герб Муравьевых. — Утеряны и красивейшие резные оконные рамы».

Большинство исторических зданий в Гродно потеряли свои декоративные элементы и сейчас выглядят упрощенно, говорит мой собеседник. Но не многие знают, что некоторые архитектурные памятники и вовсе пропали — их разломали, снесли или взорвали.

Направляемся на экскурсию по таким историческим пустырям. Ученики Игоря Лапехи на городскую прогулку захватили свои пластиковые модели.

«Сегодня лишь стилизованный фасад здания местного банка своими очертаниями напоминает костел кармелитов, который стоял тут же», — Евгений Сытько, автор макета утерянного исторического здания, указывает на правый берег Немана.

Рядом, на территории Нового замка, ребята демонстрируют пластиковую модель королевской часовни. Вместо нее здесь сейчас расположилась  клумба. Юные архитекторы воссоздали и флигели, которые разобрали после Великой Отечественной войны.

Двигаемся дальше. «Вот в стене виднеются две колонны. А это следы входа в церковь», — всматриваемся в длинное здание гродненской тюрьмы.

На пешеходной улице Советской останавливаемся у памятника Соколовскому. В здании рядом сейчас расположен свадебный салон, торгуют мобильными телефонами. «В середине XIX века это место выглядело так», — Максим Троицкий демонстрирует макет доминиканского костела и монастыря.



Серию работ ребята посвятили и когда-то разрушенной площади Тизенгауза. Сейчас она представляет собой прямоугольник, который ограничен зданиями с трех сторон — четвертая раскрывается к парку Жилибера. «Сто лет назад здесь стояла Александро-Невская церковь», — Алексей Кунцевич, один из авторов макетного комплекса площади, показывает на оживленную дорогу. В 1938-м здание разобрали, чтобы перенести на улицу Щорса, но важные фрагменты растеряли.

«Дворец Тизенгауза еще в Первую мировую войну взорвали, — приближаемся к Вечному огню, где ранее стояло красивейшее здание. — А памятник Ленину возвышается на месте засыпанного русла реки Городничанки. В 1985-м ее пустили в трубы».

…Как выглядел город десятки и сотни лет назад, сейчас можно с легкостью представить с помощью макетов амбициозного проекта краеведа и его учеников. Такой Гродно, считает историк, должны увидеть и горожане, и туристы. Причем любоваться реконструкцией зданий не только на пластиковых макетах, но и в жизни.

Кстати

Школьники и студенты Гродно в макетах воссоздают и военные события. Ученики СШ № 37 так реконструировали фрагмент операции «Багратион». Есть задумка изобразить и картину обороны Сталинграда. К 70-летию Победы школьники подготовят экспозицию уменьшенных копий советской техники времен войны.

ypopko@bk.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter