В «Рождественской истории» совершенно потрясающие спецэффекты, какие только возможны в стенах стационарного белорусского театра, существующего в пределах утвержденной сметы. Может быть, даже не вспомню подобного детского спектакля, где компьютерная графика и видеопроекция становились настолько полноправными участниками представления. Совершенно удивительное и насыщенное пространство со своей атмосферой и разнообразием кукол создала лауреат Национальной театральной премии и премии «Золотая маска», художник–постановщик Татьяна Нерсисян. Тут кружится снег и хороводят призраки. «Мама, мне страшно!» — в какой–то момент прошептала матери моя соседка по зрительному ряду, однако что–то подсказывало, что даже обуреваемую в тот момент искренним детским страхом маленькую зрительницу ничем не выманишь. Потому что она вкусила особую категорию страха — зрительского — от ладно скроенного режиссером полотнища. Искрометная и затейливая, при этом щадящая к маленьким зрителям «Рождественская история» — действие укладывается в час времени, — вторгается на территорию 3D–кино и способна составить конкуренцию любому будь то кинематографическому или еще какому-либо зрелищу в период новогодних каникул. Когда родители рвут на себе волосы, совершенно не понимая, чем удивить пресыщенного ребенка, — идите в кукольный! Вот вам мой совет.
Запоминающиеся авторские песни Александра Литвиновского и Григория Гольдмана вполне могли бы украсить, допустим, американскую версию произведения Диккенса, которую выпустил на экраны в 2009 году режиссер Роберт Земекис. Но повезло на этот раз нам, они звучат в нашем спектакле и в нашем театре и диво как хороши.
Жанр зрелища обозначен как «Сентиментальная сказка с песнями и привидениями», и он не обманывает. О песнях мы уже сказали, что касается приведений, то вас ожидает самый настоящий парад суверенитетов потусторонней силы и духов Рождества.
Премьера Казакова, выступившего еще и автором инсценировки, все–таки не для самых маленьких. В «Рождественской истории» есть свой возрастной ценз 6+. Так что в идеале он, наверное, для тех, кто уже засунул нос если не в Диккенса, то в Пушкина, Андерсена или братьев Гримм точно. Спектакль выполняет главную задачу — будит воображение, пробуждает вкус к сказке, таинству, волшебству.
Постановка, наверное, не прозвучала бы так пронзительно, если бы главную роль Скруджа не исполнил в ней признанный мастер кукольного театра, колоритный и пластичный Александр Васько. Глядишь на него в иные минуты, сердце сжимается от жалости: сам себя он заточил в башню одиночества и накануне Сочельника может мечтать только об одном: чтобы праздник поскорее закончился и жизнь вошла бы в рабочую колею. Горек хлеб капиталиста! Небольшое, но убедительное появление Владимира Грамовича в роли призрака Джейкоба Марли, вызывающее ассоциации с «Кентервильским приведением» Оскара Уайльда, тоже щекочет нервы.
В спектакле совершенно естественным образом сочетаются и ростовые куклы, и совсем маленькие, и удивительные живые актеры, каких не встретишь ни в одном нашем драматическом театре. В какой–то момент моя маленькая соседка, некоторое время страшившаяся английских реалий, сказала: «Мама, я люблю тебя». Между этими двумя полюсами — страхом и любовью к миру, своим близким — и существует прекрасный и таинственный мир «Рождественской истории».
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия № 249 (25131). Вторник, 27 декабря 2016