“Тоска” и страсть на минской сцене

Одну из самых популярных опер Пуччини — “Тоску” — впервые представил в белорусской столице интернациональный состав исполнителей. Главную партию исполнила оперная дива из России Ирина Крикунова Уже более века “Тоска”, одно из величайших музыкальных творений XIX века, входит в “горячую десятку” шедевров мировой оперы. Этот “ниагарский водопад эмоций” всегда будоражит души и музыкантов, и зрителей. Их притягивает и музыка, и характеры героев, и прежде всего образ певицы Флории Тоски, женщины со всей палитрой эмоций и чувств “слабой половины”.

— В нынешнем году отмечается 150 лет со дня рождения выдающегося композитора, — рассказывает организатор проекта дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов. — И это прекрасный повод сделать подарок белорусскому зрителю и от нас, и от самого Пуччини.

Разум и чувства

Международные оперные проекты стали в Белорусской государственной филармонии доброй традицией. В прошлом году, например,  маэстро Анисимов порадовал музыкальных гурманов “Аидой”, также пригласив в постановку известных мировых  солистов. При этом организаторы ни в коей мере не умаляют вокальных данных представителей белорусской оперной школы. Они просто  дают возможность зрителю открыть для себя новые имена. Главные мужские партии в “Тоске” исполнили  итальянец Карминэ Монако и чилиец Марио Диаз. А ведущую женскую партию согласилась исполнить Ирина Крикунова.
— Замечу, что “Тоска”, как правило, ставится лишь тогда, когда есть сама Тоска, то есть исполнительница главной партии, — говорит Александр Анисимов. — А это бывает не всегда. “Голосистых” исполнительниц много, но для такого произведения одного лишь голоса недостаточно. Здесь, на мой взгляд, необходим целый комплекс данных — и вокал, и манера исполнения, и некий особый магнетизм, если хотите. И такой магнетизм я нашел  в солистке из Перми Ирине Крикуновой. Она просто живет на сцене,  умеет говорить со зрителем голосом чувств. Голос Ирины заставляет даже оркестр прислушиваться к певице и подстраиваться под нее. Она  каким-то необъяснимым образом убеждает музыкантов сделать прямо по ходу спектакля ту или иную коррекцию, и они тут же ей отвечают: “Мол, хорошо, мы сыграем именно  так, как вам хочется!”.
— Партия Тоски, безусловно, партия сложная, — признается Ирина Крикунова, — но и необыкновенно интересная своей природной песенностью. Что же касается образа главной героини, то, безусловно, в чем-то я узнаю себя. Впрочем, уверена, в Тоске узнает себя любая женщина, так как каждая из нас жаждет любви, всегда хоть немного ревнует. Ведь Пуччини известный знаток женской души, а его оперы в большинстве своем — музыкальные женские портреты: “Манон Леско”, “Девушка с Запада”, “Турандот”, “Мадам Баттерфляй”. Любимая тема мастера — это тема любви и взаимоотношений мужчины и женщины.

“Аншлаг” эмоций

Режиссером-постановщиком представления в Минске выступил Карло Антонио Де Лючиа. В Италии он известен не только как постановщик и продюссер масштабных музыкальных проектов, коих в активе активного итальянца более двухсот, но и как опытный учитель пения. Мастер постоянно консультирует молодых певцов в Ла-Скала, дает мастер-классы в Японии. Удивлял Де Лючиа и в минской  “Тоске”. Например, на протяжении всего действа оркестр находился на сцене, став своеобразной частью декорации, к тому же музыкальное сопровождение постоянно дополняли  то залп пушки, то звон настоящих колоколов... То же касается хоровых партий: часть исполнителей пела за сценой, а часть — прямо в зрительном зале. Таким образом, каждый из присутствующих смог почувствовать себя соучастником зрелища.
— А зрелище действительно незабываемое, — говорит Марио Диаз, исполнитель партии Каварадосси. — Мне кажется, что секрет популярности этой оперы еще и в том, что автор был очень хорошим психологом. И эту психологию чувствуют все — каждый исполнитель, дирижер, зритель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter