Промежуточные выборы в конгресс: торжество неопределенности

Торжество неопределенности

В США завершились промежуточные выборы в конгресс. Исхода этой кампании с замиранием сердца ждали как сторонники, так и противники президента Трампа. США давно не знали более слабой и разбалансированной системы власти, чем та, которая сложилась после появления в Белом доме его нынешнего хозяина. Президент, ставший белой вороной среди американской элиты, говорящий и делающий вещи, ломающие устоявшийся политкорректный дискурс, не мог не встретить ожесточенного сопротивления своей политике. В результате Вашингтон погряз во внутриполитических дрязгах и разборках. Это не замедлило сказаться и на международном положении страны. Внешняя политика США последних двух лет парадоксальным образом сочетала небывалую вялость и слабость с резкими и импульсивными шагами без видимой логики — такими, как провоцирование и последующее стремительное урегулирование северокорейского кризиса, разрыв ядерной сделки с Ираном или демонстративный перенос американского посольства в Иерусалим.

Фото  news.info

От промежуточных выборов в конгресс ожидали формирования более сбалансированной и эффективной системы власти. Сторонники Трампа рассчитывали закрепить свое доминирование в американском парламенте, тем самым получив свободу рук во внутренней и внешней политике. Противники из демократического лагеря, напротив, желали взять реванш за проигранные президентские выборы, связав Трампа по рукам и ногам и превратив его в «хромую утку» за два года до истечения президентских полномочий.

Однако похоже, что американская власть так и останется расколотой и разбалансированной. По итогам выборов демократам удалось нарастить свое присутствие и взять большинство в нижней палате конгресса. В сенате, напротив, большинство остается за республиканцами.

Как трактовать подобные результаты? В принципе, конъюнктура накануне выборов не благоприятствовала Трампу. Во-первых, по итогам промежуточных выборов, проводимых через два года после президентских, обычно усиливается оппозиционная партия. Оно и понятно, ведь половина президентского срока уже позади и в обществе неизбежно накапливается разочарование новым лидером, чем и пользуется оппозиция. Во-вторых, для Трампа ситуация осложняется тем, что он перессорился практически со всеми ведущими СМИ, поддерживающими его политических оппонентов. Как следствие, информационный фон оставался для Трампа крайне неблагоприятным.

Учитывая эти вводные, следует признать, что исход промежуточных выборов для хозяина Белого дома оказался весьма удачным. «Синей волны» (синий — партийный цвет демократов), которой пугали Трампа его оппоненты, так и не случилось. Сам Трамп также вполне доволен результатами и уже назвал их в своем аккаунте в Твиттере «великим достижением».

Итоги промежуточных выборов в конгресс показали, что националистический курс Трампа, направленный на ограничение иммиграции, поддержку национальных производителей и выход из многосторонних международных соглашений, по-прежнему пользуется широкой поддержкой. Демократы так и не смогли переломить правопопулистский тренд в американском обществе, несмотря на всю направленную против Трампа информационную шумиху.

С другой стороны, Трампу также не удалось выйти за рамки своей первоначальной электоральной ниши. Это отражает общие закономерности развития правопопулистского движения на Западе. Похоже, правые достигли своего электорального предела и в Европе, и в США. И там и там они заняли весьма внушительный сегмент политического поля, однако говорить о том, что за правыми популистами пошло большинство, по-прежнему нельзя. Всплеск правого популизма был порожден кризисными явлениями в глобальной экономической системе: ростом безработицы и социальной незащищенности на Западе из-за притока иммигрантов из стран «третьего мира», конкурирующих за низкооплачиваемые рабочие места и создающих давление на социальную систему, а также из-за вымывания рабочих мест в страны с более дешевыми трудовыми ресурсами. Однако масштабы этих кризисных тенденций оказались не настолько значительными, чтобы обеспечить правым абсолютное политическое доминирование.

Усиление правых, однако, привело к формированию нестабильного и поляризованного политического ландшафта. С этой проблемой столкнулись по оба берега Атлантики. Итоги промежуточных выборов в конгресс показали, что политическая турбулентность, похоже, становится долговременной реальностью.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter