— Запаниковала, — предполагает директор военно–исторического музея Дрогичина Сергей Граник. — Пришлось переночевать в лесу в карете. И приснился Боне сон. Неизвестная женщина, видимо, Дева Мария, советовала ей успокоиться, мол, спасется. Так и вышло. Через двое суток ее нашли и вывели из болотистой местности. Позже Бона поставила в том лесу, у дуба, кирпичную колонну. Она стояла до 60–х годов прошлого века. При строительстве дороги колонну сбросили. А люди, уверенные в чудодейственной силе столпа, соскребали кирпич в порошок и давали больным. Говорят, лечил...

— Монастырские мастера не только писали иконы на дереве, холсте, по металлу, но еще изготавливали перстни из кости лося. В Купальскую ночь омывали их в Ясельде. Считалось, что украшения обладают необычайной силой.
Язычество, православие, униатство, католичество — все переплелось в жизни Тороканского монастыря. Удивительный факт: летом 1938–го в Торокани побывал будущий Папа Пий XII. Угощали его бисквитным тортом с белыми семечками. Но монастырь угасал. Перед Великой Отечественной в монашеских кельях размещалась польская сельхозшкола. А во время войны в монастыре что–то искали немцы — вскрывали стены в разных зданиях. Остальное потом советские активисты разграбили. Книги выбросили. Богоявленскую церковь взорвали...

— Помню: «задушки» — поминальный день. Служба была в кладбищенской каплице. Вышли мы и видим: вдруг поднялась церковь высоко–высоко. А потом рухнула. Вокруг — пыль...
Было это в 1959 году, на Святых сорока мучеников Севастийских.
Все видимое, что осталось от монастыря, — кельи, которые накрыты шифером. Сельхозкооператив «Именинский» хранит тут зерно. Недавно Сергей Граник и краевед Сергей Литвинко с разрешения председателя сельсовета вырубили кустарник, раскопали один из входов в монастырские подземелья. Ширина — 5 метров, глубина — 2,7... Но здесь нужны настоящие археологи, не любители, уверены они. Подземелья длиной 200 метров завалены кирпичом взорванной Богоявленской церкви.

Последний из униатов
В Именине нет ни Монастырской улицы, ни улицы Доната Новицкого — последнего священника Богоявленской церкви. Но сохранился дом, где он жил с семьей. В людской памяти — благодарность. На сайте музея Сергей Граник разместил немало интересной информации о настоятеле, ведь он человек необычной судьбы. По первому образованию — офицер. Прошел Соловецкий лагерь. В 1932–м был освобожден после обмена заключенными между СССР и Польшей. С того же года служил в греко–католическом приходе в Торокани. В 1939–м переехал в Зеленку под Варшавой. В памяти жителей Торокани священник остался как учитель и меценат. Многим молодым людям из деревень, окружавших Тороканский монастырь, он дал дорогу в жизнь. За свои средства отправлял крестьянских детей учиться в польские города. Евгения Марушко помнит, как отец Донат приезжал к ее отцу Алексею Соколовскому на велосипеде в рясе: «Заднее колесо было обвязано, чтобы ряса не запуталась. Брат распутывал колесо, и мы катались. Отец Донат не ругался. Мой отец окончил Калужскую духовную семинарию, был директором школы. Они слушали радио. Фашисты пришли к власти, и они рассуждали, к чему это может привести мир».
valentinak3@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия №158 (24539). Четверг, 21 Августа 2014.