Торговый бум

О новых торговых точках

«Только у нас, только для вас», «Мы открылись», «Лучшие товары по самым привлекательным ценам» — на каждой могилевской улице жизнерадостные растяжки зазывают покупателей. Новые магазины, торговые центры растут в городе как грибы после дождя. Только что на первом этаже жилого дома была обычная квартира, и вот там уже продают мясо, колбасы. Буквально несколько месяцев назад был пустырь — сегодня торговый центр.


В глубинке Могилевщины — та же картина. В райцентрах, агрогородках киоски и магазины открываются один за другим. И намного реже — новые производства.


Конечно, торговая точка рядом с домом — удобно. Вышел из подъезда и делай покупки. Без конкуренции никак: больше выбор товаров, ниже цены, лучше интерьеры в торговых залах. Опять же продавцы расторопны и вежливы, чтобы клиент не ушел к другим. Но... все хорошо в меру.


Шоппинг — любимое занятие молодой бобруйчанки Татьяны Старовойтовой. Она подметила одну закономерность. Когда несколько магазинов в городе торгуют однотипным товаром, цены в каждом существенно снижаются. Но когда магазинов одного профиля становится слишком много, цены... стоят на месте, а то и стремятся вверх. Чем больше продавцов, тем меньше у каждого покупателей. Как выжить — оплатить аренду, зарплату работникам, налоги, если в день в павильон заходит всего пара–тройка человек?! Естественно, на них все платежи и «вешаются» путем высоких торговых надбавок.


Что ж, логично. А вообще, кто–нибудь подсчитывал, сколько продовольственных и промтоварных магазинов нужно на каждой улице, в каждом городе, чтобы и бизнесмены не прогорали, и покупателям было удобно?


Заместитель начальника управления предпринимательства комитета экономики Могилевского облисполкома Ольга Яшина убеждена, что провести маркетинговые исследования самостоятельно или с помощью специалистов должен сам бизнесмен, решивший вложить деньги в какое–то дело. Конечно, есть социальные стандарты, определяющие, сколько магазинов должно быть на столько–то тысяч населения, но запрещать бизнесмену открыть дополнительную торговую точку никому не позволено. Торговля — вид деятельности, привлекательный во всем мире, с самой высокой оборачиваемостью капитала.


Только я вот что думаю: если все будут продавать, кто же будет производить товар? Недавно в четырех районах Могилевщины — Горецком, Дрибинском, Мстиславском и Шкловском — проводился социологический опрос, в котором участвовали коммерсанты, студенты и просто активные люди. На вопрос, выгодно ли сегодня заниматься производственной деятельностью, 61 процент респондентов ответил «да», особенно — в глубинке из–за налоговых льгот и таможенных преференций. Не совсем выгодным этот бизнес посчитали 38,3 процента опрошенных. Только 0,7 процента участников анкетирования назвали его абсолютно невыгодным.


К сожалению, в жизни пока все иначе. Из всех вновь зарегистрированных на Могилевщине бизнесменов 40 процентов собираются что–то продавать и только чуть более 20 процентов решили заняться производством.


Мой знакомый коммерсант Василий, толковый, с высшим техническим образованием и обширными связями, ничего не производит, зато имеет несколько точек на рынках. На мой вопрос, почему не займется чем–то более серьезным — ведь вижу, что нынешняя работа Василию и самому не очень нравится, — отвечает, что имел упаковочную линию лет пятнадцать назад. Брали предприятия его продукцию тогда охотно, но рассчитывались не вовремя, в результате его чуть не разорили. Сколько судиться пришлось с недобросовестными партнерами...


И хотя бизнесмен знает, что сегодня для производственников созданы хорошие условия, но, наученный горьким опытом, он все еще опасается попробовать себя в этой сфере.


Вот и получается, что пока на улицах Могилевщины множатся все новые торговые точки с жизнерадостными растяжками «Мы открылись». А где «Мы начали работать»? А еще лучше: «Мы заработали!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter