Торговый бизнес в малых городах нуждается в помощи

Красивые и большие гипермаркеты из Минска и областных центров уходят в райцентры...

Красивые и большие гипермаркеты из Минска и областных центров, где преимущественно строились вначале, уходят в райцентры. С одной стороны, хорошо. Больше выбор. С другой — как конкурировать с монстрами небольшим местным магазинчикам шаговой доступности, которые по старинке торгуют местным ассортиментом товаров и продовольствия? И не в состоянии существенно снижать торговые надбавки за счет гигантского оборота, договариваться об оптовых скидках. Эта проблема прозвучала на пресс–конференции Президента. К предложению журналиста размещать гипермаркеты за чертой городов Александр Лукашенко отнесся с пониманием. Поручил Правительству разобраться.


В самом деле, сетевых магазинов у нас уже много и импортных товаров в них через край, а вот норм законодательства, регулирующих их деятельность, нет. Но они готовятся. Вот что сказал вчера по этому поводу Вячеслав Драгун, заместитель министра торговли:


— В проект закона о государственном регулировании объектов торговли и общественного питания введена норма, согласно которой Минторг сможет ограничивать присутствие определенных сетей в случае, если их доля на рынке превышает 30 процентов.


Административное ограничение — мировой опыт, который позволяет обеспечить свободную конкуренцию и развитие малых форм торгового бизнеса. Несмотря на отсутствие законодательных рычагов влияния на чрезмерное распространение сетевых ритейлеров, как заверил замминистра, ситуация находится под постоянным контролем. Однако, по данным Минторга, пока доля крупных торговых сетей не превышает 20 процентов. Хотя цифра неравномерна и отличается в зависимости от развитости инфраструктуры конкретной местности. Например, у некоторых «сетевиков» доля на рынке не более 4 — 5 процентов, но есть и вплотную подошедшие к критической отметке в 27 процентов.


К слову, мощных игроков на нашем потребительском рынке может стать больше. В портфеле Минторга есть инвестиционные предложения от новых крупных мировых торговых компаний. Однако, по словам Вячеслава Драгуна, 2013 год, по прогнозам, ожидается не слишком тучным для торговых сетей. Не у всех есть свободные 100 миллионов долларов на новое строительство.


А что до выноса гипермаркетов за пределы городов? Замминистра торговли не против такого предложения. И в Минске, в частности, оно активно реализуется. Но гипермаркет не помешает, если появится и в каждом районе города, считает Вячеслав Драгун: «Не у всех минчан есть машина, чтобы быстро добраться до такого магазина и сделать закупки на неделю». И подчеркнул: если приход крупных сетевых ритейлеров действительно будет приводить к закрытию торговых объектов, Минторг отреагирует, не дожидаясь принятия закона. Хотя кто знает, сохранится ли министерство в принципе. Решение о его упразднении пока не принято, но и не отклонено.


Компетентно


Виктор Маргелов, сопредседатель союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства:


— 30 процентов рынка — это слишком много. Когда крупная сетевая компания займет такую долю в регионе, будет поздно. Мне известны факты, как в отдельных районах Гомельщины ритейл положил на лопатки потребкооперацию, сняв сливки с рынка. Выручка райпо упала, и им не за что заправить автолавки, чтобы привезти хлеб в отдаленные деревни. Мы внесли предложение: ограничить присутствие «сетевиков» в Минске 10 процентами, в регионах — 15.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter