Торговые надбавки в магазинах будут снижаться

На состоявшемся в конце мая совещании о текущей ситуации на потребительском и валютном рынке Президент страны Александр Лукашенко потребовал остановить рост цен. Только с разрешения премьер-министра и губернаторов возможна корректировка цен в сторону увеличения.

На состоявшемся в конце мая совещании о текущей ситуации на потребительском и валютном рынке Президент страны Александр Лукашенко потребовал остановить рост цен. Только с разрешения премьер-министра и губернаторов возможна корректировка цен в сторону увеличения. Причем необходимость повышения им придется доказывать. По мнению Президента, таких товаров, на которые нужно поднимать цену, сегодня нет.

Но как все же образовались такие порой неподъемные для потребителя цифры на ценниках, спрашивают неискушенные в вопросах ценообразования читатели. Основные принципы ценообразования Торговые надбавки в магазинах будут снижаться. фото«Знаменке» разъяснили в Главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома (ГУПР).
Как только производитель выпустил товар, он формирует на него оптовую отпускную цену. При этом учитывается стоимость сырья и материалов, из которых этот товар изготавливается, комплектующие изделия, затраты по производству и т.д. Так формируется себестоимость товара. Кроме того, учитывается еще и рентабельность (т.е. размер прибыли предприятия) – и оптово-отпускная цена товара готова. По этой цене предприятие отгружает его в торговую сеть. В магазине к оптово-отпускной цене добавляется еще торговая надбавка (индивидуальная по каждой группе товаров) и НДС (налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов). В результате, если рассматривать структуру цены, к примеру на продовольственные товары, то около 12 процентов в ней составляет НДС, 18 – торговая надбавка, 69 процентов – оптово-отпускная цена. Аналогичные подходы применяются и при формировании цен на импортную продукцию.

 

Но почему стала такой высокой оптово-отпускная цена? Специалисты ГУПР рассказали, что много товара в Беларусь завозится из-за пределов республики. Импортеры формируют цену товара исходя из контрактной стоимости и действующего курса валют. Добавляются еще таможенные сборы и платежи, фактические расходы по доставке и оптовая надбавка на все издержки импортеров. Рост отпускных цен у импортеров произошел именно из-за роста курса иностранной валюты. Вот почему в результате и выросла розничная цена товара, по которой он продается в магазинах.

Но есть утвержденный Минэкономики и Мингорисполкомом перечень социально значимых товаров, на которые торговая надбавка ограничена. А постановлением Совета Министров от 28 мая 2011 года № 676 утвержден еще и дополнительный перечень таких товаров. На них может вводиться временное регулирование цен сроком до 90 дней. В перечень вошло 13 позиций основных потребительских товаров, определяющих жизненный уровень населения. Это живая рыба, свежемороженая рыба (кроме деликатесных), сельдь соленая, твердые и мягкие сыры из коровьего молока, перловая, ячневая и овсяная крупы, овсяные хлопья без вкусовых и иных добавок, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, кофе, чай, поваренная пищевая соль (кроме пищевой морской соли), субпродукты из говядины и свинины первой и второй категорий, из мяса кур и цыплят, вареные колбасы, сосиски, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства.

 

Принятие данного постановления направлено на пресечение необоснованного роста цен на потребительские товары (услуги).

В Минске проведена масштабная работа с предприятиями торговли по снижению торговых надбавок на товары импортного и отечественного производства, с наиболее высоким уровнем роста отпускных цен поставщиками. За два выходных дня торговые надбавки снижены в среднем на 5-20 процентов на 43 группы товаров. К примеру, на крупу в ассортименте снижение торговых надбавок составило до 10 процентов, сельдь – до 12, кофе, чай – до 20 процентов. Аналогичное снижение торговых надбавок произошло и на импортные фрукты и овощи. Кстати, в некоторых торговых объектах, например в гастрономе «Особый», торговые надбавки снижены более чем на 100 наименований товара. Мониторинг торговой сети, проведенный специалистами Главного управления потребительского рынка, управления торговли и услуг Мингор-исполкома совместно с администрациями районов показал, что ситуация на потребительском рынке столицы стабилизировалась. Ажиотажного спроса на какие-либо товары нет. Более того, товарные запасы в розничной сети и организациях оптовой торговли не снижены и позволяют бесперебойно торговать (без учета нового поступления) сахаром и солью в течение 30 дней, мукой, крупой перловой – 25 дней, маслом растительным – 40 дней.

 

По информации Главного управления потребительского рынка Мингор-исполкома, введение свободных цен не повлияло на рост торговых надбавок. Торговля их вовсе не завышает. В продовольственной сети они в среднем не превышают 18 процентов, в непродовольственной – 23 процентов. Более того, торговля намерена применять пониженные размеры надбавок и при последующих поступлениях товаров. Поэтому причин для паники нет и не стоит поддаваться на провокации и вкладывать свои средства в соль, сахар или что-то еще. Мы ведь уже пережили времена перестройки, когда муку закатывали в трехлитровые банки, а потом выбрасывали, потому что испортилась. Торговля заверяет: товара у нас предостаточно. Лучше потратить деньги на отдых или поход в театр.

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter