Бесперспективность давления доказана историей, но почему от него не отказываются?

Торговля на замке

В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопоннесских войн. Для мировой истории демарш Древней Греции стал поистине знаковым моментом. По сути, именно с него началась бесславная и бесконечная практика использования экономических санкций для решения политических вопросов. Продолжающаяся и в наши дни.



В  той или иной форме всевозможные запреты повсеместно применяются и сегодня. Недавно Москва объявила, что с будущего года включает Украину в список стран, против которых действует продовольственное эмбарго. С 1 января зона свободной торговли ЕС и Украины начнет работать в обе стороны, то есть товары из Евросоюза будут поступать в Украину без ограничений. С того же момента украинские мясная продукция, молоко, фрукты, овощи и ряд других продуктов окажутся в России “нон грата”. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценивает суммарные убытки своего государства от введения российского эмбарго и пошлин в 600 миллионов долларов. Для России, в свою очередь, это означает лишение возможности импорта сравнительно доступных по цене для большей части населения продуктов. На украинское продовольствие приходится более 2 процентов всего российского продуктового импорта и до 0,8 процента потребления продуктов питания в целом по стране. А вскоре под запретом в России окажутся турецкие овощи и фрукты.

В эти далекие от чистой экономики игрища порой пытаются втянуть и нас. 27 августа наша страна ввела обязательную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу импортной продукции. Логичное в рамках ЕАЭС решение тут же дало повод некоторым украинским чиновникам и экспертам заговорить о “присоединении Беларуси к российским санкциям в отношении Украины”, а официальному Киеву — ввести с 20 января 2016 года 39,2-процентную пошлину на наши товары. Представитель белорусского Минсельхозпрода Алексей Богданов пытался убедить украинских коллег не заниматься подменой понятий: “Сказки рассказывают! Мы ввели сертификацию для всех стран, не нарушая закона, не для какой-то страны конкретно. Никто, кроме Украины, не ввел ограничений против Беларуси. Все компании как поставляли, так и поставляют, приходят, получают сертификат. Но почему-то только у Украины возникли сложности с преодолением административного барьера”.

Природу таких “сказок” проясняет директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов: “Украине нужно отстаивать выгодное для себя положение, но при этом она избрала конфликтную аргументацию. В мире подобное случается довольно часто. Но очень странно, что на столь жесткую терминологию пошел именно Киев. А риторика в политике имеет значение: назовешь нечто 20 раз санкциями, общество соответствующим образом настроится — и начинаются различные проблемы. Как реагировать нашей стране на подобное — дипломатам виднее. Но людям следует понимать: мы не вводили никаких санкций против Украины. Причина всему в том, что внутри этой страны сильный кризис, а ее политики привыкли к резким выражениям”.

Кстати, любопытный момент. В Уставе ООН острые термины типа “санкции” или “эмбарго” вообще не упоминаются. Лишь статья 41 предусматривает возможность применения против государства-нарушителя “принудительных действий”, которые включают “полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений”. 

Санкции давно превратились в инструмент геополитики. В эпоху империй державы пытались взаимными санкциями подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Затем экономические бонусы уступили место геополитическим дивидендам. Торговавшие с Китаем страны, например, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, стремясь уменьшить влияние Китая. Французский император Наполеон Бонапарт запрещал подотчетным ему странам приобретать британские товары. Именно торговые конфликты с европейскими странами предшествовали вступлению Японии во Вторую мировую войну. Однако наиболее прочно поставили санкционную практику “на поток” Соединенные Штаты. Если за 84 года с 1918-го они применяли санкции 54 раза, то всего за 9 лет с 1993 года — уже 61 раз. Можно сказать, что провозглашенная в 1823 году доктрина Монро (концепция невмешательства США во внутренние дела европейских стран и соответственно невмешательства европейских держав во внутренние дела Америки) стала анахронизмом. На смену ей пришла по сути новая доктрина: превращение санкций в один из инструментов формирования благоприятного для себя мирового порядка. Как результат в начале XXI века американские санкции распространялись на 75 стран, население которых составляет 52 процента всего человечества.

Так эффективен ли механизм санкций в принципе? С одной стороны, многообразие форм международного прессинга наряду с отсутствием четко обозначенных пределов его использования и зачастую весьма расплывчатой формулировкой целей серьезно затрудняет оценку как таковую. С другой — американский эксперт в сфере торговой политики Кимберли Энн Эллиот на основе своих методик пришла к выводу, что за период с 1970 по 1996 год наложенные Вашингтоном санкции в 87 процентах случаев не достигли своих целей. Более того, находившаяся под воздействием американских санкций иранская экономика, например, выглядела в конце 1990-х куда более здоровой, чем некоторые страны, которым Запад помогал. И уж тем более практически никогда экономические санкции не работали применительно к странам, которые следовали политике самообеспечения.

И  самое главное — ни резолюции Совета Безопасности, ни Устав ООН не содержат указаний на то, каким образом санкции соотносятся с гуманитарными целями мирового сообщества — например, со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Всеобщей конвенцией о правах ребенка 1989 года. И другими подобными документами. “Торговые санкции, — писал один из бывших сотрудников администрации Буша-старшего, — могут действовать подобно нейтронной бомбе, уничтожая экономику, вызывая нищету населения, но оставляя нетронутым политический истеблишмент”. То есть не решая, по сути, главной своей задачи. Зато они отменно бьют по самым незащищенным слоям — бедным, престарелым и по молодежи. Да и по своим же авторам. По подсчетам американских исследователей, только в 1995 году потери США от сокращения импорта в 26 стран, на которые были наложены санкции, составили от 15 до 19 млрд долларов. И привели к ликвидации более 200 тысяч рабочих мест в экспортных отраслях экономики. Но уж больно заманчив, видимо, санкционный механизм для решения своих интересов и навязывания собственных идей. 

Хроника XX века

Золотая блокада. В 1925 году страны Запада, включая США, перестали принимать золото в качестве оплаты за оборудование для Советского Союза. С 1930 по 1932 год купить его было возможно лишь за зерно.

Лига против легионеров. За агрессию в отношении Эфиопии Италия в 1935 году подвергалась санкциям Лиги Наций. Но Муссолини не увидел в этом препятствия для временной оккупации африканской страны.

Прессинг Ирана. Британский бойкот иранских нефтепродуктов начался еще в 1950-х. В 1979 году США заморозили иранские авуары и золотые запасы в своих банках. В ноябре 2015 года президент Барак Обама продлил антииранские санкции на год. Однако подписан меморандум, который снимает запрет на поставки углеводородов из Ирана.

Блокада Острова свободы. Началась в 1960 году после экспроприации Кубой собственности американских граждан и корпораций. В 1962 году санкции ужесточены до уровня полного эмбарго. Минувшей же осенью США ослабили санкции против Гаваны в сферах транспорта, телекоммуникаций, инвестиций и денежных переводов.

Удар по апартеиду. В 1977 году ООН ввела оружейное эмбарго, а США и страны Запада блокировали банковские связи ЮАР. Внешний долг рос, инвестиции падали, и вызванный этим кризис привел к краху апартеида в 1994 году.

Поправка Джексона-Вэника. Введенная в 1974 году, она осложнила торговые отношения США и СССР. Поводом стало отсутствие в Советском Союзе свободы эмиграции. Для России действие поправки официально отменено Конгрессом 21 ноября 2012 года.

Месть за южнокорейский “Боинг”. 2 сентября 1983 года США блокировали воздушное сообщение с СССР. Под давлением американских авиакомпаний, потерявших удобный маршрут в Азию, эта блокада рухнула. 

“Научный список”. В 1998 году США ввели ограничения против ряда научных учреждений и университетов России. Поводом стали подозрения в сотрудничестве с Ираном. Частично эти санкции сняты в 2004 и 2010 годах. 


osipov@sb.by





Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter