Торговая точка. Почему некоторые промышленные предприятия свернули свою работу на Минском оптовом рынке?

В ноябре прошлого года на Минском оптовом рынке (МОР) с помпой открывали торговые площадки промышленных предприятий. Все тогда радовались: у предпринимателей появился шанс в одном месте найти всю интересующую их продукцию белорусских производителей. Предприятия в свою очередь надеялись с помощью частного бизнеса разгрузить свои переполненные склады. Но гладко было только на бумаге. Два гиганта белорусской промышленности — концерны “Беллегпром” и “Белнефтехим” — продали на МОРе продукции на сумму 215 миллионов рублей. И это — на двоих! Выручка, что и говорить, не очень большая. В чем трудности работы оптового рынка, выяснял корреспондент “НГ”.

В ноябре прошлого года на Минском оптовом рынке (МОР) с помпой открывали торговые площадки промышленных предприятий. Все тогда радовались: у предпринимателей появился шанс в одном месте найти всю интересующую их продукцию белорусских производителей. Предприятия в свою очередь надеялись с помощью частного бизнеса разгрузить свои переполненные склады. Но гладко было только на бумаге. Два гиганта белорусской промышленности — концерны “Беллегпром” и “Белнефтехим” — продали на МОРе продукции на сумму 215 миллионов рублей. И это — на двоих! Выручка, что и говорить, не очень большая. В чем трудности работы оптового рынка, выяснял корреспондент “НГ”.

Оптовая закупка — два пододеяльника

Располагается оптовый рынок на третьем километре трассы Минск — Гродно. Поэтому вопрос о том, как добраться до оазиса торговли, вполне логичен. В Интернете схемы проезда отыскать не удалось. По дороге на рынок указателей практически нет. Так что водителю лучше заранее спланировать маршрут.
На первый взгляд, рыночная площадка выглядит пустоватой. Ни толкотни, ни зазывающих плакатов с рекламными слоганами. Микроавтобусы и фуры ежеминутно подъезжают, но только к пищевым боксам. У меня своя цель: нужно найти промышленную продукцию. А это оказалось непростой задачей.
— Подскажите, где находятся площадки “Беллегпрома”? — спрашиваю у грузчика.
— Не знаю, — отвечает рабочий. — Попробуй дальше поискать. Вон там еще боксы есть.
Поиски заняли около двадцати минут. Нужное направление мне указывала вывеска “Выставка-ярмарка товаров белорусских производителей”. Но, даже следуя этому указателю, пришлось довольно долго блуждать. Наконец я на месте. Справа и слева — боксы с продукцией. В первом же павильоне мне предлагают прайс-лист на имеющийся в наличии товар. Все пункты, которые могут заинтересовать предпринимателя, расписаны подробнейшим образом. Вот бы в Интернете найти всю эту информацию. Но, к сожалению, в Сети прайсов на продукцию предприятий “Беллегпрома” найти не удалось. В том числе и на официальном сайте МОРа.
— А вы и в розницу торгуете?
— Нет, — отвечает скучающая продавщица в павильоне с продукцией барановичского трикотажного предприятия. — Минимальная оптовая закупка — два пододеяльника. Не так уж и много.
Фирменный магазин или площадка?
Даже если за день появится один покупатель — это, говорят продавцы, не самый плохой вариант. Во время нашего визита не удалось увидеть ни одного “купца”. Павильоны работали далеко не все, многие были закрыты.
— Когда площадка появилась — вообще ни одного посетителя не было, — говорит продавщица. — Предпринимателям не хватало информации. А как только они узнали, что можно закупить продукцию без торговой наценки, начали приезжать. Правда, не так часто, как хотелось бы.
Многим предприятиям было невыгодно торговать своей продукцией на оптовом рынке. Уже спустя пару месяцев после начала работы свои торговые места с рынка убрали “Белкельме”, Брестский чулочный комбинат, Кричевский завод резиновых изделий, швейная фабрика “Элиз”, ОАО “Ким”, фирма “Світанак”. Из двенадцати предприятий, осуществлявших торговлю в ноябре, осталось шесть.
— На оптовом рынке остаются предприятия, у которых нет других оптовых площадок, — говорит начальник управления организации торговли и маркетинга “Беллегпрома” Людмила Пархамович. —  Остальные предпочитают работать через фирменные магазины.
Рыночные площадки до сих пор арендуют Лидская обувная фабрика, Борисовский завод пластмассовых изделий, фабрика “Полесье”, Оршанский льнокомбинат и барановичские предприятия “Блакіт” и “Боровчанка”. Впрочем, торговля идет ни шатко ни валко. Предприниматели заглядывают в бокс примерно раз в неделю. Почему?
— Нам прежде всего рекламы не хватает, — говорят в отделе сбыта фабрики “Полесье”. — Многие коммерсанты не знают, что можно приехать на оптовый рынок и забрать продукцию. А говорить о рентабельности площадки еще слишком рано.
Сегодня бизнесмены не берут больших партий продукции. Боятся прогореть. Да и издалека не едут. Очевидно, потому, что оптовые рынки существуют почти в каждой области. Свои площадки есть в Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно и Лиде.

“Выбором мы не отличаемся”

А как с ассортиментом у наших производителей, к примеру, той же одежды и обуви? Шесть пар зимней обуви, осенние ботинки, льняные тапочки и кеды — это все, что можно купить на складе Лидской обувной фабрики. Другие площадки богатым выбором тоже не радуют.
— Большим ассортиментом мы похвастаться не можем, — говорит продавщица на складе Лидской обувной фабрики. — Может, скоро что-то новое появится. Сейчас на фабрике ведутся подсчеты, насколько выгодно здесь работать. Но продукцию покупают в основном магазины из райцентров. Например, недавно один открылся в Минской области, так сразу закупили крупную партию.
Поговаривают, что многие предприятия обязали разместить свои торговые площадки на оптовом рынке. Однако после подсчетов выяснилось, что содержать боксы невыгодно. Несмотря даже на то, что промышленники арендуют квадратный метр всего за один евро, тогда как пищевики — за семь...

Компетентно
Владимир КАРЯГИН, заместитель председателя Союза некоммерческих организаций:
— Можно сказать только добрые слова в адрес администрации Минского оптового рынка. Создана действительно прекрасная площадка для предпринимателей. Но все-таки едут коммерсанты сюда неохотно. Почему? Очень маленький выбор продукции. Так что претензии нужно адресовать не  бизнесменам, а производителям.

Масштаб вопроса
“В сентяре прошлого года доля малого бизнеса в реализации складских запасов составляла только 8 процентов, а за первую половину января — 15,1”, — привел данные директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр Лихачевский. “Нужно учитывать сезонный фактор, определенную инертность предпринимателей, которые пока еще подсчитывают, насколько им это выгодно”, — назвал он. Очевидно, что дополнительные стимулирующие условия должны создать и органы власти.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter