Участие в торгах в секции промышленных и потребительских товаров БУТБ на постоянной основе сейчас принимают 2,5 тысячи компаний.
Уж сколько раз твердили миру: биржевая торговля — это не только свободное и прозрачное ценообразование, но и низкие операционные издержки, большое число участников и, в конце концов, реальная конкуренция. БУТБ похвастаться есть чем: денежный объем биржевых сделок за первое полугодие вырос почти на треть и достиг 1,9 млрд рублей, а число стран, компании из которых принимают участие в торгах, достигло 60. Белорусских игроков сейчас на бирже более 15,5 тысячи. Хотя могло быть куда больше. Причин, по которым и бизнес, и госсектор не спешат торговаться на электронной площадке, несколько. Их перечисляет начальник управления торгов промышленными и потребительскими товарами БУТБ Евгений Миклашевич.
Прежде всего, большое влияние оказывает «ментальная неготовность» руководителей и специалистов компаний работать в электронном формате: «Бич — необразованность и нежелание учиться. Люди освоили один алгоритм действий и готовы выполнять его 30 лет и не меняться». Второй момент. В отличие от экономики западного образца, которой свойственно тщательное планирование минимум на год вперед, наши компании зачастую работают стихийно. Большинство коммерсантов и государственных хозрасчетных организаций детально не планируют свою деятельность больше чем на квартал. В качестве примера Евгений Миклашевич приводит молочную продукцию: «Как можно планировать долгосрочные поставки на российский рынок, если у партнеров в любой момент могут возникнуть вопросы к качеству?» В результате наши производители находятся в такой парадигме, когда действуют хаотично и живут одним днем, в то время как биржевая торговля предполагает крупные долгосрочные поставки (на квартал, на год).
Еще один фактор, сдерживающий развитие биржевой торговли в стране, — неготовность частного бизнеса и госпредприятий к прозрачности. Секция торгов промышленными и потребительскими товарами, например, работает в формате 24/7. Имея доступ в интернет, можно здесь и сейчас увидеть перечень товаров, по которым идут торги, производителей, цены, условия поставок и оплаты. Пока же некоторые наши предприятия, признается Евгений Миклашевич, не готовы «показывать истинную цену». При этом эксперт признает, что такая «истинная» цена иногда предполагает наценку в размере 250 процентов. Попросту говоря, производители хотят максимально быстро заработать сейчас, реализовывая в дальнейшем товар как придется. А продавать, как западные игроки, с маржой в 5—10 процентов готовы далеко не все.
Иногда БУТБ работает как фильтр грубой очистки. В качестве примера специалисты приводят случай, когда одна из банковских структур закупала форменную одежду. В самом начале в торгах участвовали 2—3 швейных госпредприятия, частный бизнес и иностранные компании на торги не выходили. При этом жаловались: мол, при конкурсной процедуре число участников было бы гораздо выше. Со временем ситуация изменилась.
Впрочем, последние несколько лет частный бизнес проявляет к электронным торгам больше интереса. Подтверждают это и цифры: в 2009 году участие в торгах в секции промышленных и потребительских товаров принимали 38 компаний, сейчас число юрлиц, которые работают на постоянной основе, выросло до 2,5 тысячи.
Этот маховик постепенно раскручивается, говорят эксперты БУТБ. Многолетняя, кропотливая и точечная работа с компаниями дает свой результат. Процесс этот, правда, небыстрый. Однако, смеем предположить, уже необратимый.
konoga@sb.by