В Лозанне подходят к завершению переговоры по ядерной программе Ирана

Торг за безъядерный статус

В Лозанне подходят к завершению переговоры по ядерной программе Ирана. Кроме представителей Ирана, в них участвует шестерка стран — международных посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Германия и Франция). Подробности готовящегося соглашения пока неизвестны, но, судя по заявлениям официальных лиц, есть основания для оптимизма. Так, по словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, стороны достигли согласия по основным пунктам, и итоговый документ должен появиться в самое ближайшее время.

Ядерная программа Ирана является застарелой международной проблемой. Иран, ведущий ядерные разработки, подозревается международным сообществом в стремлении создать ядерное оружие. Из-за этого страна находится под многолетними санкциями, существенно ограничивающими для нее возможности международного сотрудничества как в военно-политической, так и в экономической сферах.

Действительно, появление ядерного оружия у такой крупной и амбициозной страны, как Иран, способно не просто нарушить сложившийся на планете паритет ядерных вооружений, но и привести к стремительной дестабилизации политической обстановки на Ближнем Востоке с самыми непредсказуемыми последствиями. 

В первую очередь это связано с крайне напряженными ирано-израильскими отношениями. Вопрос о наличии ядерного оружия у Израиля остается открытым. Официально израильские власти не подтверждают и не опровергают этот факт. Тем не менее, наличие у израильтян ядерных боеголовок оценивается экспертами с высокой долей вероятности, к тому же израильские вооруженные силы обладают необходимыми средствами доставки ядерного заряда на земле, в воздухе и воде. Кроме того, Израиль не подписывал Соглашения о нераспространении ядерного оружия, однако привилегированные партнерские отношения с США позволяют ему избегать неудобных вопросов со стороны международного сообщества.

Для Ирана, который со времен Исламской революции проводит политику на ослабление американо-израильского влияния на Ближнем Востоке, военный потенциал Израиля является сильным раздражающим фактором. Поэтому нетрудно предположить, что «ястребы» в иранских политических кругах хотели бы обзавестись собственным ядерным оружием, тем самым создав мощный противовес американо-израильскому присутствию в регионе. Разумеется, появление ядерной державы, имеющей весьма конфликтные отношения с соседями, в столь неустойчивом регионе, как Ближний Восток, грозит дестабилизацией не только в региональных, но и в глобальных масштабах. Власти Ирана отрицают наличие военного измерения у своей ядерной программы. Однако непрозрачность иранских ядерных разработок навлекает соответствующие подозрения и приводит к жесткой политике санкций со стороны международного сообщества.

Усталость от международной изоляции и порождаемых ею трудностей подталкивает иранское руководство к определенным уступкам. По всей видимости, в готовящемся в Лозанне соглашении речь может идти о частичном сворачивании и передаче под контроль МАГАТЭ иранской ядерной программы, а также вывозе части имеющегося топлива за пределы Ирана.

Со своей стороны Иран ожидает ответных шагов на подобного рода уступки. В первую очередь, это касается снятия санкций, блокирующих полноценное участие Ирана в международном сотрудничестве. Внешнеполитическая конъюнктура благоволит Ирану, поскольку ведущие мировые игроки, включая США, сегодня заинтересованы в активной роли этого государства на Ближнем Востоке. В первую очередь это связано с деятельностью экстремистов из «Исламского государства». Поскольку исламизм ИГ враждебен Ирану и доминирующему там шиитскому исламу, активное участие Ирана в борьбе с ИГ может стать решающим фактором в разгроме этого течения радикального исламизма. В этих условиях даже США, имеющие давние претензии к Ирану со времен захвата американского посольства в Тегеране в 1979 г., готовы к определенным шагам навстречу. О полноценной нормализации отношений речи, конечно, не идет, но действия, предпринимаемые администрацией Б. Обамы, уже наделали нешуточный переполох в Израиле. Дошло до того, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, выступая в Конгрессе США, обрушился с жесткой критикой на внешнеполитический курс Белого Дома, в первую очередь из-за иранского вопроса. Впрочем, наметившееся потепление в американо-иранских отношениях может быть сорвано в случае победы на ближайших президентских выборах кандидата от республиканцев, в среде которых традиционные антииранские настроения доминируют.

Конечно, и без учета США Иран в случае снятия санкций сможет существенно нарастить свое присутствие на международной арене, что, в свою очередь, благотворно скажется и на внутриполитической обстановке в этой важной ближневосточной стране.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter