С 20 декабря Минторг приостанавливал работу 31 интернет-магазина

Торг виртуальный. Контроль реальный

Какие самые распространенные нарушения в интернет-магазинах?
НАЧИНАЯ с 20 декабря, Минторг приостанавливал работу 31 интернет-магазина. Указ № 567 от 7.12.2014 года и мораторий на рост цен никаких поблажек не предусматривают, и к виртуальным торговцам в том числе. Как правило, механизм работы с нарушителями таков: сайты замораживают на 4 дня и ждут исправления недостатков (из последних примеров — www.kross.by, www.mir-dvr.by.). Все они должны выполнять обязательства перед покупателями, убеждена начальник  управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина БАРЫШНИКОВА.

Ирина БАРЫШНИКОВА— Интернет-торговля сегодня активно развивается и своим охватом достигает даже глубинку. Мы заинтересованы в этой виртуальной эволюции, особенно в том, чтобы в этой сфере было все прозрачно, защищались права потребителей, меньше было жалоб и нареканий. Надо повышать доверие к таким магазинам, вот и вычисляем в Сети нарушителей. Применяем административные взыскания в виде штрафов, исходя из требований  Указа № 567 и постановления Совмина от 19.12.2014 г. № 1207,  с декабря 2014 года приостанавливаем работу тех интернет-магазинов, которые допускают грубые нарушения правил торговли. Практика показывает, что время простаивания, когда сайт теряет прибыль, — довольно действенная мера наказания. Как только продавец устраняет недостатки, доступ к магазину открывается.

— Ирина Николаевна, какие самые распространенные нарушения в интернет-магазинах, помимо превышения цен, по сравнению с 18 декабря?

— В законодательстве о торговле четко указано, что цена должна быть сформирована только в белорусских рублях. Исключение — субъекты хозяйствования, которые имеют право торговать за иностранную валюту. Некоторые продавцы указывают стоимость и в рублях, и в иностранной валюте. Никаких «и».  Часто не указаны наименование и адрес производителя, импортера, место жительства индивидуального предпринимателя. По Закону «О защите прав потребителей», любой из нас имеет право предъявить претензии как к продавцу, у которого приобрел товар, так и к изготовителю,  поэтому он должен знать, как их найти. 

— Интернет-площадки — не магазины, они только дают возможность размещения виртуальным продавцам информации о своем товаре. Почему же тогда несут ответственность за их недобросовестность?

— В Законе «О регулировании торговли и общественного питания и торговой деятельности в Республике Беларусь» есть норма, по которой, цитирую,  «собственники информационных ресурсов (владельцы), оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами розничной торговли через интернет-магазин, должны принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства Республики Беларусь о защите прав потребителей». После принятия этого закона 8 января 2014 года всем им разослали рекомендации. Далее в правительственное постановление № 31 «Об утверждении правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам» от 15 января 2009 года внесли нормы по реализации этих требований.  По нему площадка имеет право расторгнуть договор, приостановить его действие, если интернет-магазин два и более раза нарушал законодательство о торговле и защите прав потребителей. Также площадка должна помогать разрешать споры между магазином и потребителем, предоставлять сведения покупателю о продавце или передавать претензию от покупателя продавцу в том случае, если последний отказался ее принять сам. 

— Расскажите о деталях нашумевшего закрытия известного веб-сайта, на котором размещается каталог с данными о продавцах и ценах...  Многие думали, что инспекторы придрались не по делу.

— Ничего подобного. Собственник информационного ресурса не прислушался к нашим рекомендациям.  Когда провели мониторинг размещенных на сайте магазинов, выявили массовые нарушения: цены указаны в валюте, а не в белорусских рублях, не представлена в полном объеме информация о товаре, отсутствуют данные о продавце, изготовителе, импортере… Субъекты торговли, вызванные в Минторг  для составления административного протокола, жаловались на то, что  они самостоятельно не могут устранить недостатки, так как программное обеспечение платформы не позволяет этого сделать.  Поэтому мы обратились в Оперативно-аналитический центр при Президенте с тем, чтобы к собственнику информационного ресурса, не желающему работать в соответствии с законодательством, приняли меры. ОАЦ исключил его  из реестра доменных имен. Чтобы возвратиться в  рабочее состояние, владелец проделал большую работу по доработке программного продукта. 

— Знаю ситуацию, когда знакомый сельчанин хотел обратиться с товаром по гарантии, а интернет-продавца и след простыл. Как  не попасть на крючок?  

— Все официальные продавцы зарегистрированы в торговом реестре. На сайте магазина обязательно должно быть указано, с какой даты он числится в том документе.  Если этого нет, то сразу говорите: «До свидания!» Мы выбираем интернет-продавца, основываясь на одном принципе, — стоимости. Но  надо быть предусмотрительным, оценивая всю информацию, которую он предоставляет. Особенно это касается сложного технического товара. Сталкиваешься с тем, что данных об организации сервисного обслуживания на сайте нет, да и документы на товар (технический паспорт) нередко передаются потребителю только на иностранном языке. Вот и получается, что вы выбрали «одноразовый товар», до первой поломки. Кто его станет обслуживать в случае чего? Тем более если и продавец исчезнет. Законодательством четко установлены нормы работы интернет-магазинов, объем информации, которую они должны предоставить, порядок разрешения споров с потребителем для того, чтобы он мог самостоятельно защитить свои права. На сайте Министерства торговли есть рекомендации для собственников информационных ресурсов и продавцов, осуществляющих интернет-торговлю. Там же есть полезная информация и для покупателя. Защита прав потребителей в руках самих потребителей, это они должны осознавать еще при выборе товара. 

— Покупала в интернет-магазине мобильный телефон. Чек мне не предоставили, ссылаясь на то, что он необязателен. Если с товаром какие-то неполадки, вполне можно обратиться к продавцу по гарантийному талону. 

— Есть совместное постановление Нацбанка и Совмина от 6 июля 2011 г. № 924/16, где четко  определено, кто должен торговать с чеком, кто может обойтись без него. При торговле по образцам, в том числе посредством интернет-магазинов, с июня 2013 года в обязательном порядке должен выдаваться кассовый чек. Гарантийный талон со штампом может служить фактом, подтверждающим покупку товара именно у этого продавца. Однако если вам не выдали чек, то этим вы сужаете возможность защитить свои права. Дело в том, что на сайте интернет-магазина должен быть представлен образец этого документа. Например, там указан продавец «ИП Иванов И.И.», а при доставке товара вам дают чек с другими данными  — «ИП Сидоров». Это значит, что товар вы выбирали у одного продавца, а купили его неизвестно у кого. Вы же не знаете, внесены ли сведения об этом «ИП Сидорове» в торговый реестр, занимается ли он вообще розничной торговлей.  Когда продавец доставляет товар к вам в глубинку или когда вы сами приезжаете за 100 километров, встречаетесь с курьером где-то в городе и торопитесь, нередко  последний говорит, что забыл чек. Совестливые покупатели принимают этот товар, жалея продавца. Но он вас разве пожалеет, если покупка окажется бракованной?  Обязательно проверьте привезенный товар на месте, тщательно осмотрите его. Попросите продемонстрировать работоспособность, курьер обязан это сделать. Ведь явные дефекты надо выявлять в момент совершения сделки. Иначе отстоять свою правоту будет сложно.

— Спасибо за беседу!

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter