Торг века

Вчера в Копенгагене началась встреча европейских лидеров, которая должна была ознаменоваться триумфальным подписанием документов о вступлении 10 стран Восточной Европы в Евросоюз.
Вчера в Копенгагене началась встреча европейских лидеров, которая должна была ознаменоваться триумфальным подписанием документов о вступлении 10 стран Восточной Европы в Евросоюз.

Триумфа не получилось. Саммит уже назван ведущими европейскими СМИ кризисным. В реальности все оказалось не столь безоблачно. Страны-кандидаты, которые на протяжении всего своего кандидатского срока не уставали твердить об эпохальности события и бесценности этого шага, накануне потребовали увеличить конкретную цену предстоящего расширения. Только двое кандидатов из десяти (а это, напомним, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр) в той или иной степени выразили готовность принять все условия, которые выдвигает сегодня Евросоюз. Со всеми остальными необходимо договариваться в последний момент. Куда подевалась былая риторика голубого агитфургончика с золотым звездным колечком, колесившего по дорогам Польши и Прибалтики и убеждавшего граждан в грядущем счастье совместной жизни в златозвездном обществе? Сегодня Польша, Чехия и Венгрия обвинили западноевропейских партнеров в "мелочности". В первую очередь их не устраивает, что агросектор стран-кандидатов, как предполагается, будет получать только четвертую часть от размера субсидий, которые выплачиваются фермерам действующих членов ЕС. Особенно жесткую позицию в выколачивании уступок заняла Польша - премьер-министр Лешек Миллер запросил у Брюсселя сумму, вдвое большую, чем тот предложил. Мало того, Польша предприняла дипломатические маневры, создав целую коалицию из членов Вышеградской группы, в которую входят, кроме нее, Чехия, Словакия и Венгрия, для лоббирования своих интересов. Эти страны решили, что предлагаемая ЕС сумма непосредственных сельскохозяйственных выплат должна быть увеличена, а сроки переходного периода для них - уменьшены. Выполнения своих требований "вышеградцы" намерены добиваться сообща. Развеяла розовый туман бесконфликтности чешская газета "Право", написав в день открытия саммита, что прием новых стран в Европейский союз - это прежде всего вопрос денег. Прямо обращаясь к брюссельским дипломатам, эта газета попросила не рассказывать сказки об исторических шансах. Сегодня, пишет она, этот момент мало кого интересует, поскольку все предпочитают мыслить прагматически и в первую очередь выяснить, какие дотации они получат при вступлении в ЕС.

Сказано достаточно откровенно. Проект века, как позиционируют в Брюсселе предстоящее расширение, превращается в торг века.

Нельзя не заметить, что подобное поведение кандидатов создает нервозность в ведущих европейских столицах. Лидеры Германии и Франции Г.Шредер и Ж.Ширак чуть ли не прямым текстом попросили не шантажировать их. И заявили, что никаких уступок странам-кандидатам, которые хотели бы изменить финансовые условия вступления, делать не намерены. И их можно понять.

Затормозились темпы роста немецкой экономики, которая всегда была локомотивом европейской интеграции, в стране стагнация, в верхах обсуждается отставка Шредера. Ширак не знает, как справиться с бастующими водителями и авиадиспетчерами. Катастрофа танкера "Престиж" привела к крушению политической карьеры испанского премьер-министра Аснара. Понятно, что на таком фоне страны - основатели Евросоюза не хотят превращать встречу в верхах в дискуссию о квотах на молоко. Ведь избиратель ждет совсем иных речей...

Как пишет газета "Дейли Телеграф", ни один лидер ЕС не хочет, чтобы его заподозрили в недостатке моральных сил и пренебрежении стратегическим долгом по отношению к бывшим "жертвам коммунизма", 13 лет как освобожденным.

Впрочем, суммарно помощь новой "десятке" обойдется примерно в 5,5 млрд. ежегодно в течение первых трех лет, как только взносы новых членов будут учтены в общей копилке ЕС. Это всего 0,07% от общего показателя ВВП, или 15 евро в год на каждого гражданина ЕС, крошечная часть суммы, истраченной США по плану Маршалла на восстановление Западной Европы после Второй мировой войны.

В неофициальных беседах дипломаты стран ЕС не выражают такой уж уверенности, что все пройдет гладко. Большинство стран-кандидатов удручающе плохо подготовлены к союзу, которым теперь подробно регулируются все мелочи политики занятости и социального обеспечения, где действуют единое полицейское агентство, Европол, и общее юридическое признание, подкрепленное европейским ордером на арест.

Мелким шрифтом в отчетах Европейской комиссии указывается, что судебные системы стран-кандидатов никак не в состоянии соотнести свою практику с 180 тысячами страниц юридических правил и норм ЕС и, почти наверняка, будут попросту игнорировать то законодательство, которое Британия так истово внедряет у себя дома.

Общее мнение аналитиков: лишь немногие из стран-кандидатов отвечают всем требованиям "налаженной рыночной экономики", способной справиться с "соревновательным давлением" единого рынка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter