Торг уместен

Затяжной раунд дискуссий о перспективах Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана завершился невнятно... Мнения: оглядываясь на май

Затяжной раунд дискуссий о перспективах Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана завершился невнятно. Москва и Астана объявили о введении в действие общего Таможенного кодекса с 1 июля. При этом заверив, что оставляют открытым путь в союз и для нашей страны. Довольно странный оборот, если учесть, что именно Беларусь всегда была инициатором различных интеграционных процессов. Мы и на этот раз изначально настаивали на принципиальном моменте: если уж и формировать единую таможенную территорию, то решительно и сразу. Как говорят специалисты - без ограничений и изъятий. И именно эта формула с самого начала была единодушно поддержана партнерами. Ибо если ограничения и изъятия допускать, то смысл нового межгосударственного проекта сразу тускнеет. Ведь подобных оговорок немало в конструкциях прочих формирований: от СНГ до ЕврАзЭС. И в чем тогда мы будем иметь принципиальное отличие от их таможенного союза? Словом, и на этапе формирования замысла, и на стадии его практической реализации Минск продвигал и продвигает в качестве ключевой идеи то, что это должно быть качественно новое интеграционное образование. Пример другим того, как можно консолидацию экономик направить во взаимно полезное русло.


Собственно, так изначально Таможенный союз и позиционировался: создается тремя государствами, но при этом открыт для вступления всех желающих. Однако реклама в данном случае опередила качество товара. Уйти от изъятий из общих договоренностей все никак не получается. России и Казахстану, конечно, договориться проще. Двум экономикам, имеющим прочную опору на сырьевые ресурсы, легче прийти к компромиссу. Тем более если говорить о самом чувствительном для Беларуси вопросе - пошлинах на нефть и нефтепродукты, поставляемые из России, то в отношении Казахстана этот вопрос не стоит. Российское сырье он получает при нулевой ставке таможенной пошлины. Ситуацию можно оценивать по-разному. С одной стороны, встает резонный вопрос: почему при реализации серьезного совместного проекта для Беларуси формулируются некие особенные условия? Но это не тот случай, когда определяющими становятся эмоции. Речь даже не об экономических выгодах. На передний план выходит проблематика экономической безопасности. Ведь ясно, что после введения Россией пошлин на нефть и нефтепродукты наши НПЗ и некоторые нефтехимические предприятия оказались в затруднительном положении, что, по идее, не должно вызывать радость у Москвы. Нельзя же думать, что наш союзник рад нашим трудностям?..


Именно поэтому при установлении равных режимов торговли на территории пока гипотетического таможенного союза Минск готов был пойти и на принятие непопулярных решений. В том числе и на повышение импортных пошлин на легковые автомобили до российского уровня. Такова логика реальных интеграционных процессов: чтобы что-то обрести, чем-то нужно жертвовать. Но в ходе переговоров все свелось почему-то к тому, что Минск должен только жертвовать.


Впрочем, российская сторона признает, что пошлинам во взаимной торговле стран - участниц союза не место. Правда, В.Путин уточняет, что они могут быть отменены, когда проект вырастет до единого экономического пространства. Перспектива довольно туманная и не дающая четкого представления о том, сколько еще предстоит выживать нашим заводам в дискриминационных условиях. Тем более что неизвестно, как впоследствии будет интерпретировано высказывание российского премьер-министра.


В многочисленных комментариях к теме довольно часто высказывается мысль, что Москва давно ревниво относится к тому, что за Минском прочно закрепился статус застрельщика интеграционных инициатив. Кто знает, быть может, и в этом секрет поспешности трансформации "тройки" в "двойку". А Беларусь тем временем резких движений предпочитает не делать. "Основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Республика Беларусь сохраняет свою готовность к введению в действие в полном объеме единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, - заявление с таким текстом на днях распространила пресс-служба нашего Правительства. - Белорусская сторона убеждена, что данная работа может быть успешно завершена к 1 июля 2010 года на основе выполнения ранее принятых решений в рамках Таможенного союза". Объясняет заявление и суть этих решений: "Беларусь исходит из того, что предложенные нашими партнерами по Таможенному союзу изъятия из режима единой таможенной территории противоречат действующей правовой базе Таможенного союза, не согласуются с международными правилами и наносят ущерб интересам субъектов хозяйствования и граждан трех государств".


Как видно, в сути своей позиция Минска не меняется. Но при всем этом остается большое поле для компромисса. По-прежнему Минску нужны приемлемые цены для оплаты углеводородного сырья, а Москва, несмотря на некоторую прохладность тона, не думает отказываться от реализации геополитических планов, которые без полноценного Таможенного союза стоят не дороже чистого листа бумаги. Значит?.. Значит, продолжатся переговоры и продолжится торг. Что, вообще говоря, вполне естественно и логично, когда руководители думают не столько о политесе, сколько о реальных интересах стран, которые они представляют на переговорах.


Полагаю, что в ближайшие дни нас ожидают интересные новости. Но в том, что они не будут носить апокалиптический характер, - уверен. Договорятся...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter