Торг не уместен

Почему иногда так сложно узнать важнейшую информацию о товаре?

Почему иногда так сложно узнать важнейшую информацию о товаре?


Походы в магазины порой носят едва ли не детективный характер. Приходится включать все мыслимые ресурсы, чтобы найти важнейшие сведения о товаре. Не важно о йогурте или холодильнике. Хоть ты ищейку заводи. Но почему иногда информационная оболочка стерта: не узнать ни цену, ни состав продукта? Записями о подобных нарушениях пестрят книги замечаний и предложений в универсамах. А Министерство торговли только за прошлый год выписало 68 протоколов


и 53 предписания за нарушения правил торговли, среди которых есть и штрафы за неправильное оформление потребительской информации. Неужели проблема так и не решена?


...Вместе с инспектором общественного объединения «Защита потребителя» Натальей Воронецкой, которая согласилась меня сопровождать, заходим в один из минских магазинов. На глаза почти сразу попадается пакет сока без ценника. Пытаюсь обнаружить его на полке. Но, увы, терплю неудачу.


— Разве это не нарушение? — обращаюсь к специалисту.


— Ценник должен находиться строго под товаром, а не где–то рядом, — кивает моя спутница. — Но если вдруг случилось, что его нет, узнать цену поможет специальный терминал, они установлены сейчас в некоторых больших магазинах.


Как он работает, мы вскоре смогли удостовериться. Беру упаковку ватных палочек, тоже без цены. Направляюсь к инфокиоску. На экране горит «0 руб.». «Направляю» луч лазера на наклейку со штрих–кодом. Реакции нет. Пробую еще раз. Результат тот же. Что делать?


— Если универсам не оснащен такими инфокиосками, нужно обратиться к продавцу–консультанту, он обязан вам помочь, — инструктирует Наталья Воронецкая.


Не тут–то было! Подзываю девушку, одетую в фирменную майку и кепку универсама. Она производит с ватными палочками те же манипуляции, что и я пару минут назад. Однако инфокиоск и к ней неблагосклонен. На помощь спешит заведующая отделом. Но опять полное фиаско. Девушки заметно нервничают, предлагают выбрать другой товар... В конце концов заведующая несдержанно замечает: «Этот терминал ломается по десять раз в день. Покупатели просто неправильно с ним обращаются. Мы чиним, а через двадцать минут опять не работает».


Ну вот, опять виноваты покупатели, которые каждый день несут свои деньги в магазин, приобретают разнообразные товары и всего–то пытаются узнать, что почем... Кстати, о «компьютеризации» магазинов. Сегодня практически все универсамы оснащены электронными кассами. Работают они по такому же принципу, что и инфокиоски: лазер считывает цену. Но всегда ли корректно?


Обратите внимание, в гипермаркетах покупатели часто подробно изучают чеки. Оказывается, иногда цена не совпадает. Попав однажды в такую неприятную ситуацию, возмутилась: в зале ведь за товар меньше «просили»! Мне ответили, что компьютер ошибаться не может, поэтому обман исключен...


— К нам поступала не одна такая жалоба, — рассказывает Наталья Воронецкая. — Дело в том, что при повышении цены на товар зачастую сначала обновляется база данных в кассах, а потом уже меняют ценники в зале. Хотя должно быть наоборот.


А еще, говорят специалисты, наличие ценников на товаре напрямую влияет на спрос. Ведь люди порой не решаются сделать покупку, поскольку не знают, во что это обойдется. Я и сама отставляю в сторону «бесценную» продукцию. Дефицит информации касается, впрочем, не только наклеек или карточек с прописанной стоимостью. Хотелось бы еще знать, что именно приобретаешь. Относительно, например, бытовой техники или одежды все более–менее очевидно: есть паспорта, бирки, инструкции...


Правда, на днях выбирала подарок младшему брату. В отделе игрушек гипермаркета нашла то, что нужно, — большого робота–трансформера. На коробке есть инструкция и прочая информация. Но по–русски — ни слова. «Ну вот, мой английский опять мне пригодился», — подумала я. А вдруг покупатель не знает иностранного языка?


— Если продукт или вещь, которую вы собираетесь купить, произведена за границей, на ней обязательно должна быть информация о товаре на русском или белорусском языке, — консультирует Наталья Анатольевна. — Найти ее можно на этикетке, упаковке, специальной наклейке или же внутри коробки на вкладыше. Иначе это грубое нарушение.


Но хорошо, когда есть где прочитать эту информацию. А если упаковка товара недоступна? Вот как, например, у этой вареной колбасы, которая аппетитно поглядывает с витрины своим розовым срезом. Интересуюсь у продавца, свежая ли. «Конечно, — уверяют меня, — натурпродукт!» Но мне бы доказательства...


— Правильно, не стесняйтесь просить показать вам продовольственный товар вблизи и внимательно изучите упаковку, — советует Наталья Воронецкая. — Тогда вы точно сможете узнать и срок годности, и состав. Обратите внимание также и на температурный режим хранения. Если, например, палка колбасы уже начата, обязательно поинтересуйтесь когда. И попросите продавца показать вам отметку об этом на этикетке. Помните, если упаковка нарушена (даже от колбасы или ветчины просто отрезаны «хвостики»), товар должен быть реализован в течение суток.


Допустим, до «колбасной» информации добраться все–таки можно. А вот как быть с кулинарией? Сегодня каждый второй магазин предлагает собственную выпечку, салаты, котлеты, голубцы... Их–то не пакуют.


Вот, например, прилавок с сырыми полуфабрикатами. Лоток с мясными тефтелями. Но почему они такие разные: сверху лежат ярко–красные, а снизу — едва ли не белые. Может, фарш разный? Или же «верхние» успели с вечера «обветриться», а утром их просто добавили к свежим...


— Около лотков с любыми полуфабрикатами или выпечкой должны быть листки с информацией о продукте: дата и время изготовления, срок реализации, состав, — рассказывает Наталья Воронецкая. — Убедиться в свежести товара просто: попросите продавца показать вам документы на продукцию. Там должно быть зафиксировано, когда и сколько, например, котлет принесли в торговый зал. Чаще всего мы ловим продавцов за руку при выставлении лотков, полных кулинарной продукции. Просим документы, взвешиваем товар вместе с подносами. И, надо сказать, некоторые попадаются на обмане...


В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» покупателю должны предоставить всю информацию о товаре. На ценнике, кроме стоимости, должны быть наименование, сорт, информация о генетически модифицированных составляющих или компонентах (если они имеются — большими красными буквами), гарантийный срок (при необходимости). Естественно, сумма, которую просят за покупку, обязана полностью соответствовать той, что будет выбиваться на кассе. На обратной стороне ценника может быть указана фамилия уполномоченного лица (например, товароведа) и дата фасовки.


Но как дать дополнительную информацию о товаре? Обычно право решать предоставляют изготовителю и руководству магазина (если дело касается своей кулинарии и выпечки). Допустим, технически сложные товары (утюг, пылесос и т.д.) должны иметь специальные ярлыки или же паспорта. А в случае с кулинарией это может быть либо информационный листок около каждого лотка с продукцией, либо один журнал на все подносы, лежащий на витрине в доступном для покупателя месте...


Недавно за нарушение Закона «О защите прав потребителей» ввели административную ответственность. Штраф составляет от 2 до 10 базовых величин. Прежде этого не было. Теперь–то правом на информацию покупатели смогут воспользоваться полностью?


Справка «СБ»


Министерство торговли, органы управления торговлей, внутренних дел, налоговые и другие контролирующие органы постоянно следят за соблюдением законодательства о торговле и защите прав потребителей. Так, в первом квартале 2009 года был проверен 8.291 торговый объект. В 5.301 из них обнаружились нарушения: неправильный порядок продажи алкогольной продукции и табачных изделий (958), реализация товаров с истекшим сроком годности (557), без маркировки (377) или без документов, удостоверяющих качество и безопасность (290), несоблюдение ассортиментного перечня (225), неверное проведение валютных операций (103), продажа контрафактной продукции (82) и товаров, не соответствующих гигиеническим требованиям (59). В результате к административной ответственности привлекли более трех тысяч человек, а общая сумма штрафов составила почти полмиллиарда белорусских рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter