Торг не уместен. Ухабы на пути к единой системе ценообразования.

Без интеграции национальных систем ценообразования невозможно вести полноценное со-трудничество на территории бывших союзных республик СССР. Проблема усложняется тем, что с момента распада СССР сферы ценообразования в каждой стране СНГ развивались независимо друг от друга.

Без интеграции национальных систем ценообразования невозможно вести полноценное со-трудничество на территории бывших союзных республик СССР. Проблема усложняется тем, что с момента распада СССР сферы ценообразования в каждой стране СНГ развивались независимо друг от друга.

Наведение мостов через рвы и трещины, разделившие экономическое пространство бывшего Союза, происходит с переменным успехом.  Например,  Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности государств СНГ пытается решить эту проблему с момента своего  образования в 1994 году. Но даже за такой внушительный срок совет не смог добиться ощутимых побед. Исключение составляют лишь белорусско-российские договоренности. Сотрудничество двух государств в области интеграции систем ценообразования послужило примером для других государств СНГ на последнем заседании Комиссии по ценообразованию в строительной деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств – участников СНГ.  Например, по словам премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского, на территории Северо-Западного федерального округа РФ была зарегистрирована белорусская компания, способная строить доступное жилье с использованием белорусских материалов. Стоимость  одного квадратного метра коттеджей может составлять 460–500 долларов. В то же время Витебское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Витебскэнерго» и российское ОАО «Внешне-экономическое объединение «Технопромэкспорт» заключили контракт на строительство Полоцкой ГЭС.
Заместитель руководителя ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» Виктор Седов считает, что в основе  межгосударственной системы ценообразования СНГ должна быть система, действующая в Беларуси и России. По его словам, в России система ценообразования каждого субъекта Федерации в строительстве приводилась в соответствие с государственной политикой ценообразования. Понятно, что речь идет о  случаях, когда государство выступает заказчиком и финансирование идет из бюджетных средств. Аналогичный процесс имел место в Беларуси. «Создание Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью облегчило строительным предприятиям выход на рынки  друг друга. Это позволило упростить поставки стройматериалов через границы. И, что очень важно, отныне таможенные сборы не увеличивают стоимости продукции», – считает Виктор Седов. 
Чтобы избежать путаницы в терминах, единая система ценообразования государств СНГ будет русскоязычной. Она подразумевает гармонизацию терминов, понятий, наименований строительных ресурсов, а также иных характеристик, необходимых  для формирования счетно-нормативной документации. Русскоязычной будет и автоматизированная Единая межгосударственная система ценообразования «Центр-Регион», которая хорошо зарекомендовала себя на территории России. Примеру России и Беларуси последовали Азербайджан и Таджикистан.
Однако у интеграции систем ценообразования государств СНГ есть одно «но».  Об этом сказал Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин на заседании Комиссии по строительству РСПП, состоявшемся в Москов-ском международном деловом центре. Он, в частности, обратил внимание на разницу в ценообразовании при строительстве автодорог в Европе и России. Согласно экспертным оценкам средняя стоимость строительства одного километра дороги в странах Евросоюза составляет 6,9 млн долларов, в США – 5,9 млн долларов, в Китае – 2,4 млн долларов, а в России – 17,6 млн долларов. Так может ли в таком случае Россия быть примером для подражания?
Ценовой разнобой существует не только между Россией и государствами дальнего зарубежья, но и между регионами самой России. По словам академика Российской академии естественных наук Владимира Слепова, специализирующегося на вопросах ценообразования, в фармацевтической промышленности отдельные регионы проводят свою политику в области установления оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарства. «В результате разница в надбавках к основной цене составляет 5–6 раз. До начала нынешнего года в строительстве на многих объектах социальной инфраструктуры была такая же ситуация», – сказал академик. При этом он обратил внимание на то, что в Минрегионе уже 15 лет существует Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов, который имеет региональные центры в субъектах Федерации. В Минздравсоцразвития также созданы подразделения, занимающиеся мониторингом цен и контролем их уровня. Однако ощутимых побед на фронте борьбы с ценовым произволом пока нет.
  По мнению академика Владимира Слепова, единую ценовую государственную политику в России должен осуществлять специально созданный правительственный орган, например Федеральная служба по ценообразованию. «Такой орган необходим, иначе разнонаправленные векторы в области ценообразования могут создать хаос в этой сфере», – считает он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter