Это значит, что скоро война? Зачем НАТО проводит крупнейшие за 30 лет учения у границ Союзного государства

Топор войны

В понедельник на территории Германии, Польши и стран Балтии стартовали самые масштабные с конца 1980‑х годов военные маневры стран НАТО под названием Steadfast Defender — 2024 («Стойкий защитник — 2024»). Согласно официальному заявлению командующего силами альянса в Европе генерала армии США Криса Каволи, с января по май в них примут участие 90 тысяч военных из 32 стран. На учениях будут отработаны алгоритмы выполнения армиями НАТО региональных планов по обороне якобы от российского вторжения. Ожидается, что третью мировую войну отрепетируют полностью — от начала конфликта до прибытия на континент американских подкреплений.

­­
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— В то же время на западном фланге стремительными темпами вооружаются натовские соседи. Военный бюджет, например, Польши растет как на дрожжах и в следующем году обещает достигнуть 4 процентов от ВВП. Интересно, как это соотносится с их постоянными декларациями об оборонительном характере альянса? Или с названием анонсированных крупнейших со времен холодной войны учений НАТО (Steadfast Defender, или «Стойкий защитник». — Прим. ред.)? Это никак не соотносится.

На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в узком составе, Минск, 23 ноября 2023 года.

Para bellum

Стотысячный корпус, который на протяжении зимы-весны будет тренироваться сражаться с войсками Союзного государства на полигонах Польши и Прибалтики, включает в себя 80 единиц авиатехники, а также 1100 боевых машин, в том числе 133 танка и 533 БМП. Кроме того, 3 — 14 марта в районе норвежских городов Бьерквик и Тромсе пройдут учения морских сил НАТО Nordic Response 2024, в которых примут участие 20 тысяч военнослужащих альянса и 50 кораблей, включая авианосцы (вероятнее всего, британские), подводные лодки, эсминцы и десантные суда.


Ожидается, что основные действия войск НАТО будут сосредоточены вокруг Сувалкского коридора, узкой полоски земли на пограничье Литвы и Польши.
Согласно замыслам западных стратегов, стокилометровый отрезок территории, отделяющий Беларусь от Калининградской области РФ, должен стать местом первого крупного полевого сражения в грядущем конфликте Союзного государства с Североатлантическим альянсом.
Недавно попавшие в распоряжение немецкого издания Bild планы действий немецких войск в составе группировки НАТО в Восточной Европе подтверждают, что европейский и американский генералитет считает ахиллесовой пятой своей обороны именно эту локацию и в случае начала полномасштабного конфликта планирует задействовать армию в 300 тысяч человек.

«Также услышите о войнах и военных слухах»

Разговоры о прямом столкновении армий НАТО и Союзного государства в последнее время все чаще мелькают в западных СМИ. В конце минувшего — начале нынешнего года ряд высокопоставленных военных и гражданских деятелей в Европе выступили с пугающими прогнозами о сроках начала надвигающейся бури.
Так, министр обороны ФРГ Борис Писториус, которого прочат в новые канцлеры, уже неоднократно заявлял, что до конца 2020‑х может произойти военный конфликт альянса с Москвой. В минувшую пятницу он снова поднял эту тему, отметив, что немецкие эксперты считают реальным срок в 5 — 8 лет, который отделяет Берлин от вооруженной конфронтации. Ранее Писториус призывал немцев «привыкнуть» к мысли о неизбежности войны, а также сетовал, что быстро перевооружить бундесвер не получится, поскольку последние 30 лет его финансирование было недостаточным. Солидарен с главой немецкого военного ведомства и глава генштаба армии Бельгии адмирал Мишель Гофман, который полагает, что «Европа должна немедленно подготовиться к возможному военному конфликту с Россией в ближайшие годы». В качестве возможной локации, где все начнется, Гофман назвал Молдову или Прибалтику. На необходимость быть готовым к возможному конфликту указал командующий армией Нидерландов генерал-лейтенант Мартин Вейнен, заявив, что у страны должно быть «достаточно средств сдерживания» возможного противника. Срок в три года дает НАТО на достижение крайней степени милитаризации глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Севера. Наконец, быть готовыми к возможному началу войны с Россией призвали шведов министр гражданской обороны Карл-Оскар Бюлин и главнокомандующий армией Стокгольма Микаэль Бюден.


Из-за океана тоже доносятся воинственные тирады. В своем обращении к нации 20 октября минувшего года президент США Джо Байден заявил, что если США прекратят отправку вооружения в Украину, то Россия не остановится и вторгнется в Польшу или страны Балтии.
Глава военного комитета НАТО Роб Бауэр во время общения с журналистами после встречи глав оборонных ведомств стран альянса в Брюсселе подчеркнул, что вооруженным силам надо быть готовыми к боевым действиям, а гражданскому населению необходимо приготовиться к конфликту, который кардинально изменит их жизнь. В опубликованном по итогам брифинга Бауэра материале журналисты издания The Telegraph называют крайний срок в 20 лет, когда потенциальная война может начаться.


И это только заявления, которые прозвучали с осени 2023 года, причем в декабре минувшего — январе нынешнего года, по мере приближения масштабных учений НАТО у белорусских и российских границ, количество грозных пророчеств увеличилось, будто западные военные и политики действительно собираются до конца десятилетия устроить в отношении России некую грандиозную провокацию, которая в итоге приведет к третьей мировой войне.

Коридор раздора

Как уже подчеркивалось выше, стратегическая мысль натовских генералов крутится вокруг Сувалкского коридора. С одной стороны, если Запад действительно решится на наземную, воздушную и морскую блокаду Калининграда, вопрос о восстановлении маршрута военной силой встанет во весь рост. От белорусской границы до рубежей Калининградской области здесь около 100 километров, и это наиболее короткий путь. Однако в то же время удобным для наступления его не назовешь. Во-первых, это глубинка на стыке двух границ не самых богатых и не самых заинтересованных в развитии дорожной сети стран Европы. Поэтому единственная пристойная дорога в этих местах, трасса Е 67, пересекает коридор с юга на север в направлении литовского Каунаса. Безусловно, кое-какую инфраструктуру поляки на своей территории в последние годы дополнительно возвели, однако она ориентирована в том же направлении, то есть из Польши в Прибалтику. Во-вторых, само по себе движение в рамках Сувалкского коридора видится нелогичным с точки зрения военной науки, поскольку в этом случае открытыми для ударов войск НАТО остаются фланги наступающей группировки.


Логичным видится, если конфликт с альянсом в любом случае начался, удар через Прибалтику с захватом Вильнюса и Каунаса, выходом к морскому побережью и дальнейшим движением к Калининграду под прикрытием Балтийского флота.
С другой стороны, в истерии вокруг возможного направления первого удара отчетливо видится «коридорное» мышление западных стратегов. В нагнетании обстановки используются порядком устаревшие концепции Польского и Фульдского коридоров. Первый стал одним из поводов для Адольфа Гитлера вторгнуться в Польшу на старте Второй мировой войны, другой долгие десятилетия холодной войны оставался наиболее вероятным местом ее перерастания в «горячий» конфликт. Теперь сценарии минувшего века, очевидно, переносятся в нынешние реалии.


Истерика западного истеблишмента, транслируемая СМИ, особенно подозрительно выглядит на фоне того, что и Александр ­­Лукашенко, и Владимир Путин не раз говорили о том, что Союзное государство не собирается нападать на НАТО первым.
Комментируя высказывания верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля во время визита в Санкт-Петербург 25 декабря минувшего года, белорусский лидер прямо назвал подобные заявления «дурью» и задал риторический вопрос: «Нам что, до войны сегодня новой?», имея в виду неразрешенный конфликт в Украине.

Схожую позицию имеет и глава России. Владимир Путин назвал «полной чушью» слова Байдена о том, что после победы в Украине Москва собирается вторгнуться в Польшу или Прибалтику, добавив, что «у России нет никаких резонов, никакого интереса — ни геополитического интереса, ни экономического, ни политического, ни военного».

Просто бизнес, ничего личного

Однако нарастание истерии на Западе налицо. Откуда же корни этого явления и чем оно может грозить в ближайшей перспективе? Во-первых, напряжение выгодно высшим чинам армии и руководству военно-промышленного комплекса. Прежде всего речь о больших деньгах, которые уже вливаются в оборонную сферу. Согласно докладу Немецкого общества внешней политики, в этом году оборонный бюджет Германии возрастет на 1,7 млрд евро и составит 51,8 млрд. При этом общие расходы Германии на оборону достигнут 78 млрд евро. Таким образом, ФРГ собирается достичь заветной планки в 2 процента ВВП, которые члены НАТО в соответствии с решениями саммита в Вильнюсе должны тратить на военные нужды.
До 2026 года Берлин собирается вложить в том числе около 40 млрд евро в перевооружение ВВС на истребители F-35 и Eurofighter, а также выделить более 19 млрд на развитие бундесмарине.
При этом Германия далеко не первая в гонке милитаризации. На голову ее обходит, например, соседняя Польша, которая даже после смены правительства не спешит отказываться от планов создания мощной армии.


В этом году Варшава планирует передать в руки военных средства в размере 4,2 процента ВВП, что составит около 40 млрд долларов. Больше половины уйдет на модернизацию старой и закупку новой военной техники. Причем потраченные средства изначально включены в годовой бюджет в качестве дефицита размером около 5 процентов ВВП.
Что интересно, европейские бюджетные органы согласились не наказывать Польшу за чрезмерный дефицит.


Во-вторых, бесконечные учения могут быть, увы, действительно подготовкой к агрессии против Беларуси и России. Запад на протяжении столетий решал экономические проблемы, развязывая военные конфликты. Почему бы сейчас, когда планетарная гегемония стремительно уплывает из рук, не попытаться вернуть все назад радикальным способом? Тем более что признаки подготовки к такому сценарию очевидны. Тут и тренинг боевиков для заброски в Беларусь и Россию, и попытки раскачать общественное мнение с помощью целенаправленных информационных кампаний, и освоение перспективного театра военных действий под видом приграничных маневров.
Наконец, военные НАТО активно получают опыт современной войны, находясь в рядах ВСУ, — недавний инцидент с гибелью 60 французов в Харькове после российского ракетного удара только подтверждает этот факт.

Говорить о том, что война неизбежна, было бы преждевременно. Действия, направленные на предупреждение негативного сценария, ведутся и в Беларуси, и в России. В эту копилку падают и появление у нашей страны ТЯО, и модернизация армии, насыщение ее современными образцами оружия, и появление новой Военной доктрины и новой редакции Концепции национальной безопасности. Основная задача — сохранить мир, но, если «красные линии» Запад все же перейдет, следует иметь готовые варианты ответа.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter