Как в Бресте реконструировали последний мирный день 22 июня 1941 года

Тополиный пух, война, июнь

Вечер 21 июня в Бресте выдался таким же теплым и солнечным, как 75 лет назад. На улице Советской солдаты знакомились с девушками, пожилые пары кружились в танце под звуки городского оркестра, а чистильщик обуви до блеска натирал сапоги молодому лейтенанту.


Несмотря на ранний час, тысячи людей пришли в Брестскую крепость

Реконструкцию последнего мирного дня здесь проводят не первый год. Похоже, это уже стало традицией. Вот и в этот раз тысячи горожан и гостей Бреста пришли взглянуть на девушек в винтажных нарядах 1930—1940-х годов, на подтянутых и не очень солдат в гимнастерках, послушать песни довоенных лет. На стендах — плакаты тех времен, копии старых газет. Фотограф зазывает гостей в свое ателье сделать снимок на память. Ольга и Алексей Тихоновы из Владимирской области перед настойчивостью юноши не устояли:

— Здесь такое чувство, что действительно вернулись на 75 лет назад. И от этого становится как-то не по себе. Ведь 21 июня 1941 года был такой же день. Люди радовались жизни, веселились, строили планы на будущее. А будущего у многих и не оказалось. Это очень страшно.

К трем часам ночи на площадь Церемониалов Брестской крепости потянулись тысячи людей. Вдоль дороги — невероятное количество свечей и лампадок. Звучат довоенные песни, на экранах — кадры документальной хроники. Испытанные на прочность войной стены цитадели горят ярко-красными огнями.


В Бресте собрались реконструкторы, представляющие рода войск

4 часа утра. Над площадью неподъемной тяжестью висит тишина. Митинг-реквием «Свеча Памяти» собрал не только белорусов из разных уголков страны. У Вечного огня — цветы и венки от глав Пскова и Волгограда, руководства Атырауской области Казахстана, жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новгородской области… Почетные гости — ветераны Великой Отечественной. Григорию Тищенко из Подмосковья 89 лет. В Брестской крепости он впервые:

— Счастлив, что оказался здесь, где начала свой отсчет Великая Отечественная война. Я взволнован и поражен тем, как белорусы хранят память о тех страшных событиях. На белорусской земле погиб мой дядя, а я ушел на фронт добровольцем, чтобы отомстить за отца. Он был убит в 1942 году в Вяземском котле.


Реконструкторы привезли в Брест раритетную военную технику

У Тереспольских ворот пограничники спускают на воду венки. В память о тех, кто первым принял удар врага. Над штыком-обелиском развевается красное полотнище. В предрассветном небе звучат имена погибших героев. На площадь выносят символ Брестской крепости — знамя 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. Оно было закопано по приказу майора Гаврилова в первые дни войны. Потому и уцелело.

К пяти часам утра на Кобринском укреплении все готово к началу масштабной реконструкции обороны Брестской крепости. В том числе военная техника образца 1930-х годов — мотоциклы, так называемая полуторка, легкий танк Т-27А. Ждет своего часа и самолет АН-2 Брестского аэроклуба. Авиация в этом году задействована впервые. Всего же в реконструкции обороны крепости принимают участие почти 600 членов военно-исторических клубов из 13 стран Европы, Азии, Северной Америки.


Защитники во всеоружии

На валах укрепления, несмотря на ранний час, около 10 тысяч зрителей. В небо взмывает сигнальная ракета, и через мгновение от взрывов задрожала земля. Окрестности тонут в дыму. Прикрываемая пулеметным огнем и артиллерией, к крепостным стенам подходит 45-я дивизия вермахта.

К удивлению гитлеровцев, крепость ответила огнем. Две роты солдат первыми поднялись по тревоге. Кто-то даже не успел одеться — так и выскочил в майке, в трусах и с винтовкой наперевес. Десятки красноармейцев падают замертво, но за их спинами стоят сотни других. Медики, сбиваясь с ног, стараются помочь раненым. Солдаты двух армий смешались в ближнем бою. Штыки рвут мундиры, автоматы стреляют в упор. Но силы неравны. Под белым флагом крепость покидают женщины, дети, раненые.


Лампады на «Дороге Памяти»

На все предложения сдаться цитадель по-прежнему отвечает разящим свинцом. У ее защитников нет шансов — крепость окружена, фронт ушел далеко на запад. Но, видимо, те, кто остался за крепостными стенами, в бесконечных подвалах, знали: победа будет за нами, а потомки никогда не забудут тех, кто сделал к ней первый шаг…

p.losich@gmail.com

Фото Валерия КОРОЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter