Мазутный передел мирового рынка: как будут работать наши нефтепереработчики после 2020 года

Топливо в вопросах и ответах

Альтернативная энергетика развивается активно и стремительно, но традиционные виды топлива серьезно потеснит еще не скоро. Спрос на нефтепродукты есть, а на дизельное топливо в ближайшие годы серьезно вырастет. Такие выводы прозвучали на конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Беларуси: производство, трейдинг, розница». В ближайшее время мировую структуру потребления ждут весьма существенные метаморфозы. Наша отрасль в целом к этим изменениям готова. Более того, сможет получить дополнительные дивиденды. Тем более, что на днях с Россией достигнуты принципиальные договоренности на высшем уровне  о стабильных поставках сырья и нефтепродуктов.

Фото caesar-oil.ru

Море волнуется раз


Серьезно перекроить мировые рынки нефтепродуктов грозит водный транспорт. Точнее — Международная морская организация (ИМО). Благодаря ее усилиям в 2020 году грозит вступить новое требование к флотскому мазуту: содержание серы не должно превышать 0,5 процента. Сегодня среднее содержание серы в корабельном топливе — около 2,5 процента.

Пока эксперты гадают, как поступит мировой торговый флот. Вариантов несколько. Например, включить лобби крупных транспортных и нефтяных компаний, надавить на «международников», чтобы срок вступления в силу новых требований перенесли по времени. Вариант вполне логичный, вроде бы сильные мира сего этим вопросом уже занимаются. Но успеха пока не достигли. А время «Ч» все ближе.

Впрочем, чтобы меньше загрязнять море,  необязательно переходить на более чистое топливо: достаточно установить на кораблях скрубберы — очистительные устройства. Но, по данным агентства «Аргус Медиа», такие устройства появятся к концу следующего года только  приблизительно на 500 судах. Ничтожно мало: мировой парк насчитывает более 50 000 плавсредств. И все или почти все оснастить скрубберами реально этак году к 2025-му.

Словом, придется морскому транспорту переходить на другое топливо. А его-то и нет. Заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников заметил: производственные мощности по выпуску низкосернистого мазута в мире почти отсутствуют. Правда, и «старый» мазут можно довести до нужной кондиции, смешивая со светлыми нефтепродуктами. И в предчувствии возникновения повышенного спроса они уже растут в цене на мировых рынках. А спред между нефтью и дизельным топливом постепенно увеличивается. Значит, у производителей этого продукта, в том числе и у наших нефтепереработчиков, появляются шансы получить дополнительную выгоду.

Впрочем, не исключен и «хулиганский» сценарий: в 2020 году новые требования вступят в силу, но их просто проигнорируют большинство международных перевозчиков. Видимо, окончательное решение определит экономика: выгоднее бункироваться чистым топливом или плавать на грязном и платить штрафы.

Новые требования к судовому топливу значительно скажутся  на рынке нефтепродуктов.
Фото dal-prom.ru

Битумная  гавань


Судовое топливо — серьезный кусок рынка нефтепродуктов. Около 200 млн тонн мазута ежегодно сжигают корабли. И спрос на это топливо начинает падать, а после 2020 года его вообще сбыть станет проблематично. Речь уже пойдет не о какой-то прибыли, а минимизации убытков.

Зато поднимутся в цене некоторые сорта нефти с низким содержанием серы. Агентство «Аргус Медиа» прогнозирует удешевление Urals: спред с североморской нефтью достигнет 8 долларов, а потом снизится до 4 к 2025 году. Поднимутся в цене и вторичные нефтеперерабатывающие мощности. На их развитие и направлен, кстати, очередной этап модернизации наших НПЗ. Заместитель генерального директора ОАО «Нафтан» Сергей Хомич отметил: к ноябрю 2019 года закончатся строительные работы на комплексе замедленного коксования. Он сможет перерабатывать мазут в широкий спектр битумов: охвачена основная линейка этих продуктов. Появится у предприятия и экспортный потенциал по серной кислоте — около 1,8 тысячи тонн ежегодно.

Кстати, по словам заместителя генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергея Гриба, в стране уже выпускают битумы. И БНК выводит этот продукт на международный рынок. За 8 месяцев прошлого года экспортировали 17 тысяч тонн, за такой же период этого года — уже 267 тысяч тонн. По заверениям экспертов, битумы — это одна из самых маржинальных гаваней «бегства» высокосернистого мазута. Несомненно, какие-то объемы заберет наземная энергетика, но поддержать спрос на прежнем уровне не получится. В целом же оправдывается стратегия наших нефтепереработчиков: расширяя вторичные перерабатывающие мощности, создается гибкое производство, способное подстраиваться к разнообразным изменениям рынка.
МНЕНИЯ


Олег Протасов, и.о. заместителя генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ».

Каждый предыдущий этап модернизации создает технологическую и финансовую базу для последующих этапов. За 10 лет выход светлых нефтепродуктов увеличился с 44 до 60 процентов, индекс сложности Нельсона повысился с 7 до 11 процентов (является одним из инструментов оценки эффективности предприятия, вытесняя понятие «глубина переработки». – Прим. ред.). Постоянно проводим мониторинг рынков России и Казахстана. При определенных обстоятельствах они могут быть интересны для поставок продукции: если сложится дефицит того или иного вида продукции.



Сергей Гриб, заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания».

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы могут перерабатывать 18 сортов нефти. Вопрос лежит в плоскости экономической эффективности. Рынки топлива России и Казахстана в ближайшие годы будут профицитными. И рассматривать их в качестве стратегических для поставок нецелесообразно. Ключевыми рынками сбыта является Украина: белорусское дизельное топливо занимает долю в 40 процентов от импорта, бензин – 81 процент. Но присутствуем мы и на рынках западных государств: около 10 процентов в импорте топлива занимаем в странах Балтии, 13 процентов – Польши, 3 процента – Чехии. Восточная Европа является наиболее премиальным регионом для сбыта, есть стабильный спрос. Планируем расширять свое присутствие. После окончания модернизации нефтеперерабатывающих заводов получим дополнительно 3 миллиона тонн продукции.



volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter