Гродненские таможенники не прогнозируют увеличения очередей после 1 сентября

Топливо для размышлений

«Солярочники», «бензовозы» — так называли в народе жителей приграничных городков и деревень. Предприимчивые граждане зарабатывали неплохие деньги на разнице в цене за литр топлива по ту сторону границы. Желающих заработать таким нехитрым способом было так много, что в пунктах пропуска скапливались километровые очереди. С введением запрета на вывоз топлива очереди сократились, но не исчезли. Кто сегодня создает «хвосты» из авто и смогут ли любители легкой наживы возобновить свой бизнес, когда 1 сентября отменят запрет на вывоз топлива?


До ближайшего пункта пропуска на белорусско-польской границе рукой подать. Давайте прокатимся и пообщаемся с теми, кто в будний день едет в Польшу. 

Пункт пропуска «Брузги». У въезда на пограничный пост стоит около десятка автомобилей и группа байкеров на блестящих мотоциклах. 

— Почему не запускают? 

— Все в порядке, очередь двигается быстро, — отвечает мне гродненчанка, выходя из «Пассата» с гродненскими номерами.

— А вы в Белосток?

— Да, вот с дочкой едем к школе закупаться. Специально взяла отгул на работе, потому что в выходные дни здесь будет ажиотаж. А сегодня к вечеру планируем домой вернуться. 

— А часто ездите в Польшу? Ведь чаще чем раз в 8 дней на бензине нельзя, да и вывозить сейчас много нельзя, — пытаюсь продолжить разговор. — Вы слышали, что с сентября отменят запрет по вывозу топлива? Можно будет чаще ездить. 

— Да сейчас нет проблем, на маршрутку сел и поехал. На машине в выходные можно застрять на границе до ночи. Наши пропускают, а поляки трясут по полной. Думаю, отменить давно пора этот запрет, обычным людям можно будет ездить, не задумываясь, сколько у тебя в баке. 

К разговору подключается молодой человек. Видно, тема трогает за живое: 

— У нас топливо, конечно, чуть дешевле. В среднем пол-евро. А в Литве и Польше плюс-минус евро. Но кто сегодня возьмет это топливо? Раньше прямо на границе были точки перекупщиков. Сейчас этого уже давно нет. Кто будет ездить по фермам и солярку предлагать? Может, и возьмут, но уже не за евро. Овчинка не стоит выделки. Ребята подсчитали, что на полном баке (100 литров) максимум двадцатку можно будет взять. И то не факт. 

— А раньше?

— Раньше нормальные заработки были на топливе, потому и запретили. Шесть лет назад я за пару месяцев купил себе почти новый внедорожник. А сейчас только сигаретный бизнес остался. Но заработки не сравнить. Рулетка. Штрафы большие у поляков. 

После прохождения пограничного поста меня встречает исполняющий обязанности начальника пункта пропуска «Брузги» Владимир Ковкель. Короткая экскурсия. Ровные ряды грузовиков, прошедших таможенный контроль. Небольшая очередь возвращающихся из Польши. Автомобили полупустые, потому очередь движется быстро. С другой стороны проверяют микроавтобусы. Там картинка красочней. Вновь прибывшие выставляют одну за другой покупки. Их предстоит взвесить, проверить на наличие запрещенных к ввозу товаров. К таким, для примера, относятся готовые полуфабрикаты из свинины. За этим следят строго. В стране-соседке ситуация с АЧС не стабилизировалась. Те, кто часто ездит, знают, чего и сколько можно провозить. 

— Приходится иногда разбираться с нестандартными случаями, — рассказывает Владимир Ковкель. — Чтобы понять, лукавит человек или нет, достаточно заглянуть в паспорт. Если там сотни штампов о пересечении границы, то вряд ли такой гражданин чего-то не знал о декларировании товаров, количестве и так далее. Что касается ограничений по вывозу топлива, то по уважительным причинам мы выпускали авто чаще чем раз в 8 дней. Это могли быть спортивные соревнования, свадьбы, похороны и другое.


С 1 сентября такая необходимость отпадет. Для законопослушных граждан это будет большим плюсом. А те, для кого граница так и осталась основным источником дохода, давно перешли на газ.

Начальник Гродненской региональной таможни Андрей Ковальчук недавно встретился со своим коллегой — директором Таможенной палаты в Белостоке Томашем Вэнгелем и остался доволен встречей:  

— Среди многих обсуждался вопрос и о возможном увеличении транспортных потоков в связи с отменой ограничений по ввозу топлива. В данный момент инфраструктура наших пунктов пропуска задействована, но не перегружена. Бывали времена и похуже. Мы провели набор сотрудников, сейчас у нас на границе нет вакансий. Штат пополнился выпускниками вузов, служащими из других сфер. Всего приняли на работу около 30 сотрудников. Все принятые прошли обучение в нашем институте повышения квалификации. К чему, собственно, мы готовимся? Это вопрос. Те граждане, которые часто пересекают границу, были, есть и будут. После введения ограничений они установили на своих авто газовое оборудование. Польские коллеги рассказали, что у них уже год действуют ограничения на ввоз подакцизных товаров. К ним относится и бензин. При желании они могут измерить на въезде километраж и сравнить с уровнем топлива. При несоответствии придется заплатить большой штраф. Не только мы знаем, что у нас вводятся или отменяются какие-то ограничения. Об этом знает и сопредельная сторона. 

Все в один голос говорят: вывозить топливо сейчас нет смысла. На тот момент постановление принималось не случайно. Была большая разница в стоимости солярки и бензина. Все знали о «солярочниках», которые зарабатывали большие деньги, используя эту разницу для личной наживы. На сегодняшний день такой разницы в цене уже нет. Помимо этого, действует Указ № 40, который предусматривает ограничение по ввозу товаров для личного пользования тем гражданам, которые пересекают границу чаще чем раз в 3 месяца. Эти процессы идут синхронно.

Кто же сегодня создает очередь на границе? Здесь границу можно сравнить с супермаркетом в час пик, когда люди едут с работы и забегают в магазин за продуктами первой необходимости. Это понимает каждый, потому что оказывается в этой очереди чуть ли не ежедневно. В выходные дни люди едут в Польшу по своим делам, чаще всего нетуристическим. Очереди в эти дни резко возрастают. Тут уже многое зависит не только от слаженной работы наших пограничников и таможенников, но и от расторопности польской стороны. 

Не надо забывать, что в странах Евросоюза требования гораздо более жесткие, чем у нас. Некоторые любители хвалить чужие законы, при этом не выполняя свои, не знают, что за границу можно ввозить товар только в качестве сувениров на сумму не более 300 евро. У нас же соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования на территорию Таможенного союза предусматривает ввоз товаров на сумму до 1500 евро и весом до 50 кг. Даже норма, что введена у нас с учетом ограничений Указа № 40, не более 20 кг и 300 евро, соотносима с той, что давно действует в европейских странах. Поэтому таможенники стараются хорошо выполнять свою работу, а не создают очередь, как это принято считать. 

— Все факты нарушений по не заявленным в декларации товарам можно посмотреть на сайте Таможенной палаты в Белостоке, — говорит начальник Гродненской таможни. — Эти факты никуда не денешь. И когда нарушители говорят, что не понимают, почему их проверяют, они говорят неправду. Когда первый раз человек едет — это одно. А те, кто умудряется проехать в Польшу за 7 месяцев более 200 раз, — другое. При этом человек работоспособного возраста, у него есть водительские права. Кто из нас, трудясь на государственной работе, может выехать в ближайший Белосток такое количество раз? Максимум 4 раза в выходные дни. 

Получается, норма отменена, скорее, по причине утраты своей актуальности. Есть и еще одна хорошая новость. С 4 сентября с гродненского вокзала пойдет поезд до Кракова. Наконец-то гродненский вокзал оживет в части международных перевозок. Таможенники и здесь готовы обеспечить должный контроль, чтобы ни у кого не возникло желание поступать так, как это было со знакомой всем гродненцам электричкой. Когда вагоны по пути следования буквально разбирались на запчасти. Работа будет организована совместно с польскими таможенниками. Это будет поезд с проводниками и короткими остановками. Вряд ли вновь возникнут благоприятные условия для занятия незаконными делами. 

tanula.k@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter