topic

title Алексей Микулич, антрополог, генетик, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии : - Очень важный фактор, влияющий не только на географические особенности страны, - это проходящий через Беларусь Балтийско-Черноморский водораздел.
title

Алексей Микулич, антрополог, генетик, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии

: - Очень важный фактор, влияющий не только на географические особенности страны, - это проходящий через Беларусь Балтийско-Черноморский водораздел. Дело в том, что по границе между Черноморским и Балтийским бассейнами проходит и антропологический раздел между северным европеоидным населением и южным. 2 тысячи лет тому назад именно здесь могли соприкасаться скифские племена, германские, финно-угорские, балтские. В середине первого тысячелетия нашей эры сюда пришли еще и славяне. Вот и спорят, бывает, до хрипоты некоторые ученые - кто же все-таки белорусы? Какой крови течет в их жилах больше - балтской, скифской, славянской? Таких мудрецов я всегда стараюсь остудить: ведь только, наверное, у американских негров еще можно определить, сколько в них осталось африканской крови, а сколько примешано испанской, французской, индейской. Потому что можно точно узнать, когда они появились в Америке. Я довольно основательно изучил сельское население Беларуси как антрополог и фактически подтвердил: примесь южноевропеоидная, вероятно, может присутствовать у полешуков, а североевропеоидная (финно-угорская) - у северо-восточного населения Беларуси. А в целом сложившийся белорусский тип занимает на карте мира свою отведенную ему природой экологическую нишу.

Еще в молодости, когда я работал хирургом, меня смущало, что при кровопотерях мы должны были использовать только первую группу крови. Почему нельзя было применять другие группы? Как выяснилось, лишь потому, что в иных случаях пришлось бы более тщательно подходить к проверке генотипа, который несет в себе человек, имеющий вторую, третью или четвертую группы. А генетика у нас, как известно, в 30 - 40-е годы считалась лженаукой. В 1966 году я защитил кандидатскую диссертацию, которая называлась "Распределение наследственных признаков человека на территории Беларуси в связи с вопросами этногенеза". Но при утверждении темы прозвучало: "В принципе, мы не против того, чтобы вы занимались этой тематикой. Все равно у себя в Белоруссии ничего не найдете - вы же там все перемешаны!" Перемешаны-то перемешаны, но по каким законам? Это я и решил выяснить на уровне антропогенетики, изучая сельское население страны -только в деревнях еще можно определить генофонд конкретной популяции (метисы - "белорус-украинец" и "белорус-русский" - попадали у меня в отдельные группы научного анализа).

Так вот, когда я сравнил результаты своих исследований с географической картой, то заметил, что генетические составляющие в крови нашего коренного населения плавно изменяются с юга на север, а точнее - с юго-запада на северо-восток. Но ведь и изменения во флоре и фауне Беларуси также происходят в том же направлении! На юге страны, например, одни леса, а на севере они уже совсем другие. Кстати, я впервые в советской антропологии провел анализ цветности волос населения на спектрофотометре и пришел к выводу: действительно, на территории Беларуси наблюдается, как и во всей Европе, изменение цвета волос у европеоидного типа с юга на север - от темного у полешуков до светлого у жителей Подвинья. Твои же внешние наблюдения о том, что у белорусов всего пять-шесть характерных типов лица, я подтверждаю на генетическом уровне. Частично и об этом была моя докторская диссертация "Геногеография населения Беларуси. Экологические и исторические аспекты изменчивости". Этой работой были продолжены исследования на эритроцитарных группах и белковых фракциях крови белорусов, со ссылками на археологический и фольклорный материалы. Почему фольклор? Да потому, что он очень многое может поведать об истории народа. Например, я как-то наивно спросил этномузыковеда: "Почему жнивные песни сохранились только у нас? Ведь есть такие известные житницы, как Южная Украина, Русская равнина?" - "А потому, - ответила она, - что там жили кочевники. У них они и не могли сохраниться. А у нас, потомков охотников и хлебопашцев, они остались". Определив ареал, в котором поются эти песни, можно составить и карту мест, где жили те, кто их сочинил.

Конечно, генетическая составляющая у белорусов не чисто славянская. И то, что некоторые заявляют, будто бы белорусы - чистокровные славяне, не есть правда. Я ведь и пограничье изучал подробнейшим образом - и украинское, и литовское, и русское. Нет резких генетических границ между народами этих стран! Сама же Беларусь делится на шесть явно выраженных этнографических регионов: Восточное Полесье, Западное Полесье, Понеманье, Центральная Беларусь, Поднепровье и Подвинье. Они сформировались уже к концу XVI - началу XVII столетия. Общий же генотип, сохранивший наши локальные особенности, сформировался как минимум 120 (плюс-минус 10) поколений назад. Если считать, что у белорусов одно поколение равно 27,5 года, то можно предположить, что уже 3 тысячи лет назад наши предки были похожи на нас с вами. А в те времена здесь жили балты.

Кстати, карта белорусских диалектов, составленная сто лет тому назад великим русским этнографом Карским, удивительным образом совпадает с появившейся совсем недавно электронной картой, составленной на основе этногеномики (отличия этносов на уровне ДНК). Из этих карт видно, что границы белорусского этноса как единой популяции не совпадают с сегодняшними географическими границами стран - ареал нашего этноса гораздо шире и захватывает Прибалтику, часть Польши и России. Особо выделяется Полесье - здесь я впервые нашел очень редкие генотипы резус-принадлежности, которые практически нигде больше не сохранились. Эти генотипы относятся к т.н. палеоевропеоидной расе и были когда-то у предков всех европеоидов. Подобные генотипы сохранились еще лишь в Испании у басков и на севере Европы у лопарей.

В целом по составу крови белорусы такие же, как и все европейцы, - в основном это I и II группы (по 35 - 37%), меньше в нас крови III группы (17 - 20%). И совсем мало (5%, на востоке страны - до 9%) крови IV группы. Это логически накладывается и на карту групп крови всего населения Евразии - чем дальше на восток, тем больший процент крови III и IV групп. Для монголоидов вообще характерна III группа. Сам я генетически славянин и европеоид, хотя есть во внешнем облике и черточка монгольская. Это, наверное, от предков. Они могли быть из расселенных когда-то по границам Великого княжества Литовского татарских бояр-вояров. И, конечно же, я белорус. По определению. Национальность ведь не зависит от формы черепа, группы крови или цвета кожи. Это - от воспитания и социокультурного сознания самого индивидуума. Кстати, археологические раскопки доказывают, что культурный ареал совсем не обязательно соответствует ареалу среды обитания. Вот так.

P.S. По сути, все мы родственники на этой Земле (отличаемся один от другого лишь одной "буквой" в нуклеотидной цепочке ДНК). Генетически, конечно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter