Тоннели андеграунда, или Как увидеть звездное небо в метро.

Строительство минской подземки – пожалуй, один из самых масштабных проектов, вызывающих просто-таки ажиотаж у столичных жителей. Сегодня, проезжая по проспекту Дзержинского мимо огороженной территории, невольно хочется заглянуть за металлический забор, за которым на глубине в семнадцать метров хлопочут строители. Корреспонденту «НГ» удалось побывать под землей и выяснить, какими будут новые станции минского метро.

Длина меньше — ярусов больше

Станция “Михалово” расположилась на улице Уманской прямо возле крупного гастронома. Автомобили, троллейбусы объезжают внушительный кусок огороженной территории. Здесь на глубине в семнадцать метров трудятся сорок два человека. Но уже через полтора года там, внизу, будут сновать поезда Минского метрополитена.
“Михалово” — это типовая станция. Но главное ее отличие — она будет трехъярусной.
— Посмотрите на длину платформы, — говорит начальник участка Иван Савельев. — Она почти в два раза меньше, чем обычно. Вместо трехсот метров здесь сто семьдесят. Дело в том, что сама площадка, где ведется строительство, не позволяет сделать станцию длиннее. Вестибюли будут находиться над платформой, а подсобные помещения разместятся на втором и третьем ярусах.

“Надземка”?

Вместе с рабочими спускаюсь по крутой лестнице на самое дно андеграунда (“подземка” в переводе с английского. — Прим. авт.). С обеих сторон котлована на меня смотрят огромные темные “дула” тоннелей. Именно из них будут спешить к пассажирам поезда. Любопытно, как удается их прокладывать под землей? Да еще и на такие расстояния (от станции “Институт культуры” до “Петровщины” больше семи километров)!
— Конечно, вручную такие громады не копаются, — улыбается ведущий специалист “Минскметростроя” Алексей Хоружий. — Прокладывают их установки — щитовые проходки. На специальную камеру устанавливается щит (мощная металлическая труба с зубьями и домкратной системой) диаметром пять с половиной метров. Установка разрабатывает грунт и убирает его из тоннеля. Скорость такой проходки — три метра в сутки. А затраты на один метр составляют более 20 миллионов рублей.
На продление метро от “Петровщины” до “Малиновки” будет потрачено 440 миллиардов рублей, а ведь это расстояние в два километра. Можно подсчитать, сколько стоит в целом продление Московской линии.
А нельзя ли было по примеру питерских и московских коллег строить подземку без наружных участков работ?
— В России метрополитен расположен намного глубже белорусского, — переубеждает меня Иван Савельев. — А это раз в пять дороже, чем наружное строительство. Да и тоннель подземным способом не всегда прокопаешь — грунтовые воды мешают.
С такой проблемой строители столкнулись на участке между станциями “Михалово” и “Петровщина”. Когда-то здесь была пойма реки, так что место болотистое — грунт может просесть. Пришлось на отрезке семьсот метров вести работы открытым способом, чтобы усилить основание тоннеля дополнительными сваями.
Метро за “кольцом”

Станция постепенно начинает приобретать знакомое каждому обличие. И если “Михалово” будет отличаться от других станций своей конструкцией, то для “Петровщины” — конечной станции, которую планируется запустить в 2012 году, —  архитекторы придумали оригинальное оформление.
— На “Петровщине” можно будет увидеть “звездное небо”, — рассказывает заместитель начальника “Минскметростроя” Александр Куделко. — Конечно, ненастоящее. Просто на станции по-особому будут оформлены потолки. Так что, подняв голову вверх, человек сможет полюбоваться на “звезды” под землей.
Поскольку в основе наименований станций лежат названия деревень, то и в интерьерах присутствует тема природы: “Грушевка” — золотисто-зеленый август, “Михалово” — холодный закат, “Петровщина” — зимняя звездная ночь. Основными отделочными материалами станут гранит, мрамор, металлокерамика, полированная нержавеющая сталь.
На “Петровщине” строительство метро не закончится. В этом году “Минскметрострой” вместе с заказчиком приступил к подготовительным работам по продлению Московской линии до станции “Малиновка”. Со следующего года специалисты приступят к строительству. Ориентировочный срок ввода “Малиновки” в эксплуатацию — 2014 год. Затем Минский метрополитен и вовсе выйдет за пределы кольцевой автодороги.
— В следующем году будет разработан проект станции “Щемыслица”, — говорит Александр Куделко. — Она расположится за МКАД, возле одноименной деревни. Перекрывать кольцо не придется. Тоннели будут прокладываться закрытым способом, так что все работы пройдут под землей.

Кстати
В перспективе в Минске появится и третья линия метрополитена. В следующем году “Минскметрострой” планирует получить проект на ее строительство. Линия начнется от станции метро “Фрунзенская” и закончится возле аэропорта “Минск-1”. Она будет включать шесть станций метро. В планах “Минскметростроя” также продление Автозаводской линии через промзону “Шабаны”.

ЦИФРА

На возведении станций Минского метрополитена трудятся 2100 рабочих. С сентября 2010 года решением Президента на строительство Минского метрополитена выделены средства из республиканского бюджета. В этом году — 260 миллиардов рублей, в следующем — еще 300 миллиардов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter