Тонкий лед

На конькобежном овале «Минск–Арены» состоялся чемпионат страны по скоростному бегу на коньках...

Уходящий зимний сезон отметился в минувшие выходные событием историческим: на конькобежном овале «Минск–Арены» состоялся чемпионат страны по скоростному бегу на коньках.


Вся конькобежная рать


Без комков испечь первый блин, как водится, не удалось. Накладки с церемонией открытия и протоколами венчали проблемы с хронометражем, который пришлось вести дедовским способом при помощи... ручных секундомеров. По меркам современного конькобежного спорта, где счет идет не на десятые, а на тысячные доли секунды, это просто каменный век. И не удивительно, что споров между судьями и тренерами, показания которых заметно отличались от официальных, за три дня соревнований возникло множество. Хорошо еще, к следующему сезону «матчасть» обещали подтянуть на соответствующий современному спорткомплексу уровень. Пока же обошлись подручными средствами, благо участников турнира набралось от силы полсотни человек всех возрастов. Взрослых же и вовсе можно было пересчитать по пальцам.


Революционная ситуация


— Последние 4 года у нас не было холодных зим, позволяющих тренироваться на открытых катках, и чемпионат страны за все это время проводился лишь однажды, да и то не на всех дистанциях, — председатель Минской федерации конькобежцев Александр Новакович разводил руками. — Многие спортсмены просто ушли. Ушли насовсем. Два года простоя в конькобежном спорте, где результаты растут с каждым сезоном, почти вечность.


Игорь Маковецкий, в 17 лет побивший рекорд Игоря Железовского на дистанции 1.500 метров, участница двух Олимпиад Светлана Чепельникова, призер Европейских молодежных игр Алексей Хатылев... К слову, именно Хатылев оказался ближе всех к любимому спорту — он работает в отделе маркетинга «Минск–Арены». Маковецкий устроился в коммерческую фирму, кто–то пошел в охранники, кто–то — в пожарные...


— Из спорта ребята уходили рано — в 20 — 23 года, — соглашается с Новаковичем Виктор Сапоненко — тренер, работавший со многими теперь уже из бывших конькобежцев. — Оканчивая институт, продолжить заниматься спортом можно было лишь попав в состав национальной команды, где есть всего 5 ставок — вдвое меньше, чем олимпийских дистанций! А по итогам сезона 2007 — 2008 года в группу «А», которая должна была бороться за попадание на Олимпиаду, главный тренер национальной сборной Игорь Погорелов и вовсе отобрал лишь Анжелику Котюгу и Светлану Радкевич, хотя по спортивному принципу состав должен был быть гораздо шире. Им выделили все необходимые для заграничных сборов средства, фармакологию, инвентарь... В качестве спарринг–партнера для девушек взяли Александра Комара. Виталия Михайлова, Юлию Ясенок и Анну Бадаеву аттестовали на зарплату 400 тысяч рублей, и готовились эти ребята по мере нахождения средств, не имея ни врача, ни фармакологии, ни сборов.


Момент истины для отобранной таким своеобразным способом команды настал в Ванкувере. Олимпиада в Канаде стала самой неудачной за всю историю белорусских коньков, однако последние точки в ней были расставлены не за океаном, а в минувшие выходные на овале «Минск–Арены», где «доморощенные» спортсмены впервые получили возможность встретиться на дорожке с готовившимися на овалах Канады и Германии «сборниками».


Лицом к лицу


500 метров. Женщины. Именно с этой дистанцией на протяжении последних 8 лет были связаны самые громкие успехи белорусских коньков, именно на ней Светлана Радкевич стартовала на двух последних Олимпиадах. Здесь же должна была произойти и ее очная встреча с главной конкуренткой — Анной Бадаевой. Вчерашняя юниорка в отличие от тренировавшейся на полном пансионе и на канадском льду Радкевич, проводившая сезон в домашних условиях и по мере нахождения финансовых возможностей, не только обошла конкурентку в обоих забегах, но стала единственной из участниц, кому удалось выбежать из 40 секунд. На старт дистанции 1.000 метров, который состоялся на следующий день, Радкевич не вышла...


— Это была даже не борьба — война, — после финиша Бадаева с трудом сдерживала переполнявшие ее эмоции. — Борьба не только на дорожках, но и за их пределами. Несмотря на результаты, я почему–то всегда оказывалась не нужна команде, и этот старт был возможностью взять реванш за все былые обиды, за сорванную подготовку... Тренеры, которые поздравляли меня, так и говорили: ты за нас за всех отомстила!


В отличие от женских соревнований у мужчин имя чемпиона не вызывало сомнений ни у тренеров, ни у самих спортсменов. «Здесь у меня конкурентов нет, — признался Виталий Михайлов, ставший чемпионом страны на всех пяти дистанциях. — Я ведь не к этому турниру готовился четыре года и стартовать должен был не в Минске, а в Ванкувере».


Еще 2 года назад Михайлов, тренируясь наравне с основной командой, занимал 19–ю строчку мирового рейтинга на 5.000 метрах и отбирался на чемпионат мира на отдельных дистанциях. Даже повторив свои секунды двухлетней давности, на минувшие Игры он мог заявляться как минимум на двух дистанциях. Увы, путь на олимпийский овал для 23–летнего спортсмена оказался закрыт. От основной команды Михайлов был «отцеплен» за «неуспеваемость» и в прошлом году собирался переехать в Россию, где ненужному стайеру предлагали место в сборной Московской области и возможность готовиться к Играм. Не пустили...


— Тренироваться в Беларуси я не мог — не было спаррингов, а готовясь с местными ребятами, я постепенно скатывался на их уровень, — объясняет причины демарша Виталий. — Мы с тренером просили разрешения тренироваться вместе с другими сборными, но при этом выступать под белорусским флагом. Нам отказали. А потом отказались подписывать и документы о переходе в российскую команду, на который я решился от отчаяния. Собирались вообще дисквалифицировать. У меня тогда такое настроение было... Думал даже вообще заканчивать со спортом.


— Результаты чемпионата, позволившего всем ребятам выступать в равных условиях, для многих оказались неожиданными, — подвела черту под турниром гостренер по конькобежному спорту Ольга Купченя. — В скором времени у нас состоится аттестация, и я просто уверена, что состав национальной команды претерпит не то что существенные — кардинальные изменения.


Массовость и катание


Такой комплекс, как «Минск–Арена», построить мало. Его еще нужно уметь использовать.


— Тренировка на льду «Минск–Арены» стоит миллион, — проводит урок спортивной арифметики Виктор Сапоненко. — С такими ценами бюджета школы хватит очень ненадолго. Если ситуация не разрешится, то уделом суперкомплекса будет массовое катание. К слову, российским спортсменам все расходы на аренду льда оплачивает государство. Еще более острый вопрос — с инвентарем: его нет. Ни у нас, ни в России коньки для скоростного бега не производят. Их покупают в Голландии. В худшем случае — в Китае. Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда в Минске количество пар коньков практически равно количеству тренеров. Да и те — еще советского образца, которых по мировым меркам уже и в природе не должно существовать... В результате на тренировках ребята бегают кроссы вокруг овала.


Еще один вопрос — организационный. Использовать такой дорогой и качественный комплекс лишь в качестве тренировочной площадки — почти преступление. Но чтобы через 3 — 4 года получить турнир уровня Кубка или чемпионата мира, заниматься этим вопросом нужно уже сейчас. Так, как в свое время это сделали в федерации хоккея, получив чемпионат мира. Международная конференция, на которой можно и нужно обсуждать такие перспективы, у конькобежцев пройдет летом. Но вопрос о том, будет ли там участвовать белорусская делегация, до сих пор остается открытым.


— Единственным решением проблемы оплаты льда являются совместные сборы, — рассуждает Купченя. — Бюджета каждой из наших трех школ хватит на какое–то количество «ледовых» часов. Что же касается выхода на международный уровень, то уже сейчас мне звонят спортсмены из соседних стран, которые хотели бы тренироваться на нашем овале и выполнять здесь квалификационные нормативы. Да и заявку на проведение турниров мы обязательно подадим. Всему свое время.


— Несмотря на все природные напасти и потери при переходе спортсменов из детского во взрослый спорт, у нас всегда был хороший резерв, — делится надеждами Александр Новакович. — А с вводом в строй «Минск–Арены» мы просто обязаны создать эффективную систему подготовки. Возможно, к Сочи вырастить поколение спортсменов достаточно высокого уровня мы и не успеем, но если нам удастся покончить наконец с междоусобицами, вернуть специалистов и решить все сопутствующие проблемы, на Олимпиаде–2018 мы наверняка сможем претендовать даже на призовые места.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter