Грозит ли миру дискриминация по внешности?

Тонкие и стройные

Случился «заоблачный» скандал. Стюардессы «Аэрофлота» собираются судиться с авиакомпанией, обвиняя ее в дискриминации по внешности и возрасту. Группа бортпроводниц, возглавляемая Еленой Магуриной и саркастически величающая себя СТС (старые, толстые и страшные), написала уже целую разгневанную петицию. Мол, прошлым летом их измерили и сфотографировали, а сейчас начинают вытеснять из профессии: те, кто старше 40 лет и крупнее 46–го размера, не могут летать за границу, а значит, серьезно теряют в зарплате. В «Аэрофлоте» обвинения категорически отрицают, утверждая, что единственное антропометрическое требование — рост, достаточный, чтобы помочь пассажирам разместить ручную кладь на верхней полке. Поскольку дискриминационные условия нигде в документах не прописаны, авиакомпании в суде, по сути, ничего не грозит. Но сама эта история — не угроза ли обществу, которое, похоже, начинают разделять по эстетическим признакам? Вот что тревожит одного из участников сегодняшнего спора. Тогда как другой никакой крамолы не видит, только обоснованное желание нанимателя, чтобы сотрудник своей работе соответствовал, в том числе физически. Чью сторону примете вы, уважаемые читатели? Ждем ваших откликов на www.sb.by.

Фото  liport.ru


Небо для худых


Роман РУДЬ

Люда, представь, что начнется, если представители разных профессий последуют примеру несчастных стюардесс. Вот жирный танкист, не способный протиснуться в люк боевой машины, жалуется на то, что его отстранили от управления танком. Хромые балерины подают в суд, потому что их не выпускают на сцену. Часовщик, посадивший зрение, играя в компьютерные игры, недоволен, что ему больше не доверяют ремонт тончайших швейцарских механизмов. Наконец, журналист, не способный связать двух слов, возмущен тем, что его беспомощный «очерк» не ставят в газету. Трудно представить, верно? А все потому, что профессионалы просто не доведут себя до состояния, которое априори не совпадает с требованиями, предъявляемыми их профессией. Танкист воздержится от лишней булки, балерины не позволят себе охрометь, часовой мастер убережется от излишнего напряжения глаз за компьютером. Почему же стюардессы, к чьим физическим качествам тоже предъявляются высокие требования, вдруг оказались возмущены решением руководства?

Миниатюрность и молодость бортпроводниц — это не шовинистическая прихоть начальников, которым будто бы нужна услада для скабрезных взглядов. Это требование безопасности полетов, возникшее еще на заре авиации: в первых пассажирских самолетах пространства было маловато, а каждый лишний килограмм веса сказывался на грузоподъемности машины. Кроме того, от «небесных девушек», как тогда называли стюардесс, в экстренных случаях требовались еще и силенки, которых у молодых да энергичных все–таки побольше. С тех пор так и повелось, причем только в последнее время начали раздаваться голоса стюардесс, требующих соблюсти возрастное и весовое равноправие. Думаю, этого слона из мухи раздувают воинствующие феминистки — они всегда маячат где–то за кадром подобных протестов. К счастью, почти никто не идет у них на поводу. Умные начальники понимают, что лучше презреть упомянутое равноправие, чем подвергнуть пассажиров риску гибели из–за застрявшей в аварийном выходе бортпроводницы, отличающейся хорошим аппетитом.

Надо все–таки находить разумную грань между профессиональными требованиями и угрозой дискриминации. Иначе у нас старики возмутятся, что их не принимают в спецназ, ущемляя по возрастному признаку. Или нежные девочки пожалуются в ООН на недопуск к управлению асфальтовыми катками. Я, например, спокойно отношусь к пожеланию начальства одного известного портала, чтобы возраст их работников был не старше 35 лет. Ну охота компании выглядеть молодой и динамичной командой — пожалуйста... Точно так же понятно стремление авиакомпаний, чтобы их лицо — то есть люди, первыми встречающие пассажиров на борту, — было максимально привлекательным. Из тех же соображений наверняка исходит директор любого предприятия, когда усаживает в своей приемной симпатичного секретаря.

Давай не будем кривить душой — яркая внешность пригодится в любом деле. В газетном тоже: красивой журналистке бывает проще разговорить нелюдимого министра, добыть ценную информацию. А есть и профессии, где миловидность — обязательное требование. Никого почему–то не обижают стандарты, которые предъявляются к подиумным моделям. В актрисы тоже берут не дурнушек. Обрюзгшие дамы даже не пытаются устроиться телеведущими, прекрасно осознавая свои ничтожные шансы. Да даже официантка в ресторане должна быть такой, чтобы у клиентов не пропал аппетит. И никто не голосит, что это удар по равноправию. Хочешь иметь спрос на рынке труда — изволь соответствовать его жестким требованиям.

Люда, посмотри на военных. Ты заметила, что у нас практически исчезли толстяки в мундирах? Потому что даже офицеры, которые любят хорошо поесть, вынуждены держать себя в отличной физической форме. Они хорошо понимают, что есть такое понятие, как престиж армии. Складывающийся в числе прочего из внешних впечатлений. Поэтому всячески поддерживают этот престиж — осанкой, подтянутостью, спортивностью. Эти качества становятся такими же необходимыми приметами военного человека, как фуражка и погоны. Что же плохого в том, что престиж авиакомпании олицетворяют молодые улыбчивые красавицы?

Видимо, так же подумал и судья в индийской столице: несколько лет назад в Дели был отклонен иск пяти стюардесс к авиакомпании. Один в один ситуация с «Аэрофлотом»! Руководство сочло, что дамы обладают излишне плотным, мягко говоря, телосложением, и отстранило их от полетов. Вперед, мол, в спортзал! Но вместо того чтобы сесть на диету, обиженные толстушки отправились судиться. А суд взял да и согласился с доводами авиакомпании, которая утверждала, что члены экипажа с избыточным весом не отвечают суровым требованиям, предъявляемым к состоянию их здоровья, а также нормам авиационной безопасности. От себя лично судья добавил, что в отрасли с весьма высоким уровнем конкуренции, какой, несомненно, является гражданская авиация, очень большое значение имеют физическое состояние и внешний вид стюардесс. Удар судейским молотком — и точка!

rud@sb.by


Глянец — не указ


Людмила ГАБАСОВА

Какие сюрреалистические картинки рисует твое, Роман, буйное воображение! Толстяк танкист, балерина–шлеп–нога... Да если бы они не вписывались в профессиональные рамки, им бы это сообщили прямо и честно. Кроме того, люди и сами себе не враги, чтобы ежедневно мучиться. Нет, в истории со стюардессами речь совсем о другом. Человек может, хочет и должен работать, и все при нем — и опыт, и профессионализм, только в одном грешок — в лишних сантиметрах и морщинках. В непопадании в глянцевый стандарт. Если бы руководство авиакомпании исходило из твоей логики, то заявило бы это официально. Но дискриминация идет скрытно, негласно. Почему? Потому что, видимо, в глубине души все–таки стыдно в наш век в таком обвинять.

Ты действительно считаешь, что 48 — 50–й размер бортпроводницы — угроза безопасности полетов? Я не ослышалась? Застрянет в проходе, говоришь? Но не застревают же в них тучные пассажиры! Может, большая опасность исходит от неопытной девушки, у которой знание иностранного языка ниже минимума, руки трясутся, а каждая нештатная ситуация вызывает ступор? К кому ей бежать, если не к возрастному коллеге, чей профессионализм развит до автоматизма? На рейсе Пекин — Москва в прошлом июне я сама наблюдала такую ситуацию. Возникло легкое недоразумение с компанией китайских граждан, которое молоденькая прехорошенькая стюардесса никак не могла разрулить. Разрулила та, которая ей в матери годилась, с виду злополучного 48–го размера... Признайся же наконец, что имеется в виду: авиакомпании стремятся ласкать глаз пассажира. Особенно мужского пола. Тебе будет приятнее, если кофе нальет голубоглазая милашка, а не зрелая дама. Ну цените вы, полигамные наши, девичью красу. Только какое все это имеет отношение к полету?

Кстати, о красоте. Ты, наверное, согласишься, что абсолютное большинство землян немодельной внешности? Более того, у нас в стране каждый третий имеет лишний вес, а в США так и каждый второй. И куда деваться всем этим «несовершенным» людям в мире, где кто–то пытается задать жесткий стандарт? Быть статистами, «на подпевках» у выигравших в генетической лотерее? Уж уволь. Хотя до сознания некоторых работодателей это доходит со скрипом. Иначе бы в Майами недавно владелец ювелирного магазина не отказал в работе охраннику с весом за 150 кг, заявив: «Я не хочу, чтобы ты постоянно сидел на стуле. Парни вроде тебя не могут долго стоять на ногах». Ха! Ничего, что у этого охранника за спиной было 30 лет опыта и десятки арестованных воров и грабителей?

Тенденция, к счастью, меняется — на подиуме блистают модели plus–size. На сцене — Адель. В кино — Кейт Уинслетт. И все живут в гармонии со своим весом. И никто не намерен оглядываться на мнение «идеального меньшинства». Тем более что оно какое–то крайне агрессивное. Глумливые потоки льются в интернете на «жиробасов» (это понятие охватывает и 48 — 50–й размеры, которые в советские времена считались абсолютной нормой в среднем возрасте). «Мясокомбинаты», «туши», «марш в спортзал!», «заплывшие уроды» и даже «выживает сильнейший, то есть красивейший и умнейший, природа плохого не придумает». Хочется спросить: а если «жиробас» умный? Например, Наполеон. Бальзак. Баснописец Крылов. Да Дмитрий Быков, наконец! Под рукой у обличителей лишних кило всегда есть священный аргумент — «люди сами сотворили это с собой». Когда я читаю такие комменты, то вижу перед собой создания юные, наивные, а потому до смешного категоричные. Они еще не знают, что вес прибавляют не только килокалории и что никому не удастся всегда выглядеть на 20 лет. Что ж, поживут — увидят.

Рома, сегодня только встречают по внешности, а провожают все равно по уму. Красотка, берущая интервью, обеспечивает себе форы лишь на несколько минут, но если она тупа и не в теме, то никакого доверительного диалога не получится. Никудышная, но обворожительная актриса тоже никогда не выбьется в звезды первой величины. Как не удалось это Эмбер Херд, хотя у нее был и дополнительный козырь — брак с Джонни Деппом. А кто тебе сказал, что хорошая фигура официантки — гарантия процветания бизнеса? В Италии, которая умеет ценить красоту, тебя в кафе с большой долей вероятности обслужит полный мужчина предпенсионного возраста. Зато как!

Физическая привлекательность во все времена — это еще не все и даже не половина целого. Не добродетель. Не медаль. Не корона. Кроме того, вещь весьма субъективная. Человек не должен посвящать свою единственную жизнь тому, чтобы стремиться соответствовать стандарту, который постоянно меняется. Качаясь в сторону то рубенсовских женщин, то подобий гладильной доски. Пусть каждый будет счастлив в своем теле. Успешен в любимом деле. Его найти, уверена, и есть самое главное. А нервный подсчет килограммов, сантиметров и лет в паспорте — удел тех, кому это не дано.

gabasova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter