Журналист «Р» беседует с деканом факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации БГУИР Виталием РУСИНЫМ

Тонкая лирика физики

Выпускники, уже который год показывающие на ЦТ не лучшие знания по математике и физике, демонстрируют не только их, но и ситуацию с преподаванием точных наук в школе. Не стал исключением и прошлый год, когда средний балл абитуриентов по этим предметам колебался в пределах 26—27. Да, лицеисты набрали более 50 баллов. Очевидно, что профильные классы дают свои плоды. Но в чем проблема и что нужно, чтобы ситуация в целом изменилась? Об этом журналист «Р» беседует с деканом факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации БГУИР Виталием РУСИНЫМ. 


— Специалисты по профориентации часто говорят, что сегодняшние выпускники до последнего не знают, кем бы хотели стать, чем заниматься после школы. Это так?

— Возможно, есть и такие. Но абитуриенты, которых вижу я, и их около 70 процентов, определяются с будущей профессией класса с 9—10-го и планомерно идут к цели. Готовятся к поступлению сами, с помощью родителей, репетиторов. Затем определяются с профилем будущей работы, потому что ведь на того же программиста можно учиться в разных вузах. Сделав выбор, они начинают посещать подготовительные курсы, репетиционное тестирование. В процессе определяются со специальностью.

Конечно, и мы не бездействуем — ездим по областям, показывая себя абитуриентам, проводим для них выставки, конкурсы. Например, наш традиционный конкурс на лучшее сочинение «Почему я хочу стать студентом БГУИР?». Или другой проект, который мы сейчас разрабатываем, — «Студент на один день», в ходе которого школьники смогут целый день посещать различные занятия, спортзал, столовую, иногородние поживут в общежитии.

— Виталий Геннадьевич, многие тратят немалые деньги на подготовку своих чад к ЦТ. А самому, без репетитора, на ваш взгляд, это сделать возможно?

— Многое зависит от школы и преподавателя. Тут единую формулу не выведешь. Кто-то и в глубинке может подготовить к международной олимпиаде и его воспитанник возьмет первый приз, а кто-то не сделает этого в городе с лучшими условиями. Но могу сказать, что общий уровень ребят, которые приходят к нам на репетиционное тестирование, слабоват и по математике, и по физике. Так что дополнительно готовиться нужно. Если не с репетитором, то на факультативах, самостоятельно. И если планируешь учиться в престижном вузе, необходимо понимать: предмет нужно изучать фундаментально.

В целом есть проблема с популярностью у ребят и математики, и физики. Мы делаем многое, чтобы популяризировать их в молодежной среде. Например, вместе с нашими партнерами из минского лицея № 1 мы провели районный конкурс «Мир физики». Проводим олимпиады по математике, физике, программированию, радиотехнике, чтобы ребята имели возможность окунуться в наше сообщество. А еще проверить свои силы, поскольку, как мы видим, многие могут быть слишком самоуверенны, а потом их ждет разочарование. Лучше, если у них будет время подтянуться.

— Часто случается, что результаты ЦТ у абитуриентов ниже, чем на репетиционном тестировании. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— Таких ситуаций сколько угодно. Бывает, на РТ ребята набирают более 90 баллов. Казалось бы, на ЦТ оценка ниже 80 просто невозможна. И вдруг 50—60. Может, перегорел, переволновался. Хотя из моего опыта, а я участвую в проведении ЦТ на базе нашего вуза лет пять, могу сказать, что действительно волнуется процентов 10 от общего числа абитуриентов. Остальные вполне спокойны.

— А может, проблемы со школьной программой, учебниками?

— У меня двое детей: один учится в 1-м, второй — в 5-м классе. Так или иначе, мне приходится штудировать их учебники, которыми, мягко говоря, я не очень доволен: предмет изложен сложно и тяжел для понимания. Пока речь, конечно, идет только о математике, но скоро будет и физика. То же касается преподавания по предмету. Если это педагог старой закалки — будет результат, а вот молодые часто ограничиваются лекциями под запись. А как же объяснения? Первым делом я забрал у родителей старые советские учебники, и, уверен, они моим детям пригодятся.

— Некоторые педагоги высказывают мнение, что у ребят проблемы с тестами, потому что есть разнобой в методах сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Может, просто нужно привести их в соответствие, проведя, скажем, тестирование и там, и там?

— С одной стороны, ничего особенного в тестировании нет, это просто контроль знаний. Есть возможность проштудировать сборники прошлых лет, сходить на репетиционное тестирование. С другой — на мой взгляд, каждый вуз, как и в прежние времена, мог бы проводить свой собственный экзамен. Что в этом плохого? Все мы заинтересованы в хорошем абитуриенте и не заинтересованы в том, чтобы у нас были нарушения. Внутренний экзамен можно также строго контролировать, как и ЦТ.

Можно было бы пойти и дальше. Например, если бы изначально обучение для всех было платным и брали всех желающих. Они семестр учились, а дальше в зависимости от успеваемости кому-то предложили бы бесплатное обучение, кому-то — снижение оплаты и так далее. Сразу бы появились мотив и желание учиться.

— Сегодняшний абитуриент, говорят, на компромиссы не согласен. И зачастую, если поступал на определенный факультет, хочет учиться только там, пускай и платно. Это правда?

— Таких действительно много. Но и с платной формы обучения процентов 10 студентов мы ежегодно отчисляем. Очень часто это те, кто выбрал факультет по рекомендации родителей, совету друзей и плохо представляет, с какой нагрузкой столкнется. Ведь если учишься платно, это совсем не означает, что ты освобожден от знаний.

Хотя, в принципе, тех, кто думает, что профессия программиста — это играть в игры и болтать по «аське», уже немного. Ведь большинство наших студентов работает чуть ли не с первого курса.

— Есть ли смысл делить городской и сельский конкурсы?

— Такой подход считаю вообще неправильным. Какая разница, откуда родом абитуриент? Если они оба учатся на бюджете, значит, за них платит государство. А что если операцию вам будет делать хирург-троечник? Или если учить ребенка будет слабый учитель? Кто от этого выиграет? Требования ко всем студентам, думаю, должны быть едиными.


ПОДСКАЗКА «Р»

Учитесь и еще раз учитесь

1. Определились с выбором будущей профессии? Занимайтесь дополнительным образованием. Посещайте подготовительные курсы или факультативы. Не ждите — чем раньше вы начнете подготовку, тем лучше.

2. Изучите программы вступительных испытаний для поступающих. Ознакомьтесь с программами внутривузовских испытаний (например, по творчеству).

3. Практикуйтесь. Участие в репетиционном тестировании поможет психологически адаптироваться к ЦТ.

4. Тренируйтесь дома. Выполняйте как можно больше опубликованных тестов ради тренировки. Вы научитесь распределять время и станете внимательнее в выполнении заданий.

5. Засекайте время тестов. Решать задания лучше по часам. Это смоделирует тот стресс, который вызывает любое тестирование, и заставит вас работать максимально быстро.

6. Внимательно изучите не только порядок приема в конкретный вуз, но и общие правила. В первую очередь это касается тех, кто пользуется льготами и имеет преимущественное право на зачисление. Все документы и справки собираются заранее.

7. Внимательно ознакомьтесь с положением о порядке организации и проведения централизованного тестирования.

8. Настройтесь на успех! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы можете не справиться, но ведь никто или почти никто не должен выполнить все 100% заданий! Суть тестирования — рейтинг результатов. Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию: возможно, другие допустили еще больше ошибок.

veraart14@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter