Только в полете живут самолеты

Кризис в мировой авиационной отрасли назревал уже давно.
Кризис в мировой авиационной отрасли назревал уже давно. Однако, вполне возможно, его удалось бы успешно преодолеть, если бы не события 11 сентября. Теракты, где основная роль была отведена самолетам, послужили мощнейшим отрицательным фактором, окончательно подорвавшим не только доверие пассажиров к авиаперевозкам, но и пошатнувшим финансовые основы отрасли.

Первой среди крупнейших и старейших авиакомпаний мира пострадала швейцарская "Swissair". Отсутствие собственных достаточных финансовых средств привело к тому, что вначале поставщики топлива отказались заправлять лайнеры без предоплаты, а затем компания вынуждена была объявить и о своей неспособности выплатить компенсацию пострадавшим. С помощью срочных кредитов ситуацию удалось на время разрешить. Но всем участникам рынка авиаперевозок стало ясно, что эту фирму ждет исчезновение или решительная реструктуризация. При этом не следует забывать, что швейцарская "Swissair" ранее была одним из основных инвесторов компании "South African Airlines", бельгийской "Sabena", польской "LOT" и итальянской "Volare". Сегодня их будущее неопределенно. А это значит, что кризис в отрасли набирает обороты.

По мнению исполнительного директора авиакомпании "British Airways" Рода Эддингтона, из 15 крупнейших европейских авиаперевозчиков вскоре могут остаться лишь трое: "British Airways", "Air France" и "Lufthansa". Не лучше ситуация и за океаном. Как сообщает американская "Нью-Йорк таймс", только за последний месяц в США более 100 тысяч человек вынуждены были оставить работу в авиаотрасли. А конгрессмены, понимая, в каком положении оказались авиаперевозчики, даже пошли на то, что выделили 15 миллиардов долларов на поддержку компаний. Большая часть этих денег должна будет пойти на усиление мер безопасности полетов.

Судя по всему, реформирование, а точнее реанимация мировой авиаотрасли, будет достаточно долгим и непростым. Причем основным фактором и залогом успеха будет не экономическая подоплека, а социальная. Сейчас главная задача воздушных перевозчиков - восстановить общественное доверие к себе. И только тот, кто сможет не только обещать, а и гарантировать максимальную безопасность, сможет развиваться дальше.

Кстати, как сообщил корреспонденту "СБ" заместитель председателя Госкомитета по авиации Вадим Мельник, у наших авиаторов, к счастью, таких больших проблем с безопасностью, как у коллег в Европе и Америке, нет.

Белорусская авиаотрасль развивается. В понедельник, например, в аэропорту Минск-1 проходил тестирование 14-местный одномоторный самолет "Сесна Караван", предназначенный как для пассажирских перевозок на небольшие расстояния (до 1.000 км), так и для перевозки грузов.

По мнению специалистов, использование судов такого класса на внутренних авиарейсах и при перелетах в сопредельные государства наиболее удобно по нескольким причинам. По словам Вадима Мельника, сегодня загрузка пассажирами на внутренних рейсах составляет, как правило, 10 - 14 человек. В то же время для коротких перелетов используются такие машины, как Як-40 или Ан-24, которые потребляют топлива в 7 раз больше, чем тестируемый "Сесна Караван". Естественно, что этот самолет будет более рентабельным для отечественных авиаперевозчиков.

Другая наиболее важная причина - надежность и безопасность. По словам представителя компании - производителя "Сесна" Браена Виллета, эта модель производится уже более 20 лет и только 2 раза за это время с ней возникали нештатные ситуации, но и они не привели к трагическим последствиям...

Делясь впечатлениями с корреспондентом "СБ" о самолете после получасового пробного полета над столицей, Вадим Мельник отметил, что он очень прост в управлении и безопасен. Предполагается, что "Белавиа" закупит 5 - 6 самолетов этого типа.

На снимке: самолет "Сесна Караван" в аэропорту Минск-1.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter