В Бешенковичском лесхозе о подобных санкциях не слышали. А «СГ» пояснили, что его работники вообще не имеют права выставлять требования или наказывать за незаконную заготовку березового сока в населенных пунктах, это в компетенции лишь районной природоохранной инспекции.
Обращаемся за комментариями в Лепельскую районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ее начальник Максим Тарасов поясняет:
— В Законе о растительном мире есть 45-я статья, где четко прописано: «Заготовка древесных соков, дикорастущих растений и (или) их частей, сбор почек, листьев, веток, коры деревьев, ивового прута, тростника, мха на территории населенных пунктов запрещена». Каких-либо разграничений: на каком участке, частном или землях общего пользования, растет та же береза — не указано. А то же подворье находится на территории какой-то конкретной деревни, например. Вывод очевиден.
Значит, даже если у Светланы Николаевны дерево будет расти под самым окном, согласно законодательству, березовик она сможет заготавливать только с разрешения соответствующих организаций. Что ж, в таком случае не лишним будет еще раз напомнить: за сбор и заготовку сока на запрещенных территориях или заготовку без разрешающего документа предусмотрено предупреждение либо взыскание в размере до 20 базовых величин, с индивидуального предпринимателя — до 100 базовых и юридического лица — до 500.
Интересный факт: наши предки верили, что береза — очень мощное защитное средство. Только расти ей лучше за забором, возле калитки и скамейки: она не пропускала зло в дом. Если же береза росла у дома, в кронах, по народному поверью, селились духи, которые не всегда относились с добром к хозяевам. Конечно, в стародавние времена не было запретов и ограничений на заготовку напитка. Кто его знает, может, и напитка того не знали вовсе. Но деревья высаживали строго за забором, мол, не буди лихо… А сейчас, вероятно, это «лихо» может быть по другому поводу.
cahsovitina@sb.by