Руководитель ОНТ Марат Марков – о человеке думающем, но не политически безграмотном

Только личное

На прошлой неделе в субботнем эфире ОНТ вышел первый выпуск проекта «ПолитStandUp». Его автор и ведущий — известный медиаменеджер и крупный теленачальник Марат Марков, ставший во главе канала более трех лет назад. За это время он успел не только показать себя талантливым и эффективным руководителем, но и завоевать доверие аудитории в качестве ведущего программы «Марков. Ничего личного». Хороший управленец, уверен Марат Сергеевич, обязан быть в профессии, а не просто руководить. А еще — априори быть первым в отстаивании той генеральной линии, которой канал придерживается. Поэтому вполне закономерно, что «ПолитStandUp» — целиком и полностью детище Маркова, логичный переход от жанра телеинтервью к монологам о самом актуальном и наболевшем.


— Давайте сразу проясним: «ПолитStandUp» — это программа исключительно о политике?

— Ни в коем случае. Здесь скорее вопрос в терминологии, смотря что понимать под словом «политика». Ведь когда мы, например, говорим «культурная политика», «редакционная политика», то принимаем во внимание только первую часть фразы. Скажем, культурная политика — это действия, законы и программы, связанные в первую очередь с культурой. Поэтому если возвращаться к проекту «ПолитStandUp», то главное в нем — интересная тема на злобу дня. 

— То, что первый выпуск проекта вышел в день накануне выборов, — естественная закономерность? 

— Скажу честно: мы долго думали, когда стартовать. Было несколько тем, более того, мы даже записали «пилот» программы с готовностью выдать его в эфир в любой момент. Он был посвящен той стадии избирательной кампании, когда несколько десятков человек заявили о своих политических амбициях. В эфир тот «пилот» не пошел. Время еще раз доказало: семь раз отмерь, один — отрежь. Что сподвигло нас сделать новый выпуск и выдать в эфир в день накануне выборов? Просто не хотелось, чтобы людей держали за дураков. Хотелось попытаться объяснить зрителям всю подоплеку, дать им исключительно правдивую информацию, но построенную таким образом, чтобы человек сделал выводы сам.

Вообще, мы много думали, нужна ли эта программа. Во‑первых, уже есть проект «Марков. Ничего личного». Во‑вторых, я руководитель большого предприятия и несу ответственность не только за выход в эфир разного рода передач, но и за большое хозяйство: техническое, финансовое — и даже за то настроение, с которым люди работают. Это огромная нагрузка. А чтобы делать новый проект, особенно такой сложный, как «ПолитStandUp», нужно иметь время, желание и мотивацию. Если нет внутренней мотивации, программу не сделаешь. И «ПолитStandUp» получился именно таким, потому что совпали все эти факторы. Но самое главное, сложно молчать, когда в силу должности и опыта ты обладаешь тем массивом информации и знаний, который позволяет подняться над проблемой и увидеть ее в комплексе. Разграничить манипулятивные методики и технологии, откинуть эмоции и сконцентрироваться на фактах. 

— На кого рассчитан этот проект, кто его зритель?

— Человек думающий. И я об этом сказал в преамбуле к первому выпуску. Это человек, которому не нужно разжевывать, что происходит, он умеет считывать такие вещи. Поэтому надеюсь, что зритель распознал все аллюзии и посылы, которые были заложены в мой монолог. 

Стакан воды, флейта, Штутгарт, майка с говорящими символами и даже шоколад — все эти вещи, конечно, думающие зрители должны уметь считывать.

— Человек думающий в вашем прочтении — это человек в первую очередь политически подкованный?

— Да. Хотя бы на уровне телезрителя и интернет‑пользователя. Не спорю: есть люди, которые политикой вообще не интересуются. Они живут другими темами, другими интересами. Однако человек, который погружен в политику хотя бы минимально, должен уметь анализировать, связывать факты между собой. Это обязательный, на мой взгляд, навык — умение найти причинно‑следственную связь. Так сложилось, что только интернет‑пользователь получит исключительно однобокую ангажированную информацию, зачастую не просто полуправду, а откровенный фейк. Потому что порой мы видим только ту картинку, которую нам хотят навязать, и не замечаем, что именно происходит вокруг этой картинки. 

— А можно быть политически нейтральным? 

— Нет. Нельзя быть аморфным. Это то же самое, когда совершается преступление при молчаливом согласии окружающих. Аналогия очевидна. 

Сейчас политика выстроена таким образом, чтобы нейтрализовать большинство в угоду интересам меньшинства. Именно это мы наблюдали в Украине. И ранее, когда разваливали Советский Союз. 

Или 100 лет назад, когда перевернули великую империю. Именно это мы наблюдаем и сейчас. Нельзя быть не только политически нейтральным, но и политически безграмотным. Да, на улицах есть романтики, но ключевую роль в организации беспорядков играют совсем другие люди (причем не только белорусы, но и приехавшие из Украины, России, Польши — и это факт), которые, безусловно, мотивированы. В том числе материально. А иногда — в силу своих старых обид и желания свести счеты. Это люди, у которых есть совершенно конкретная цель, и она не имеет ничего общего с реальной свободой, а тем более демократией. Самое печальное, что в нашей всегда спокойной Беларуси вдруг всем стало страшно. 

— Что вы ответите зрителям, которые ждали от программы — исходя пока только из названия — много юмора, иронии? 

— Отвечу, что стендап не обязательно должен быть юмористическим. Когда люди начинают рассуждать, основываясь на знании комиков с ТНТ, это говорит лишь о том, что они вообще не понимают, что такое стендап. Если бы мы на телеканале каждый стендап делали юмористическим, это была бы не журналистика. Поверьте, понятие «стендап» появилось задолго до Comedy Club. 

— Уже известно, когда выйдет второй выпуск проекта? Ранее вы говорили, что программа будет не цикловой, а периодической. 

— И исключительно под конкретные события, все верно. Причем с таким расчетом, чтобы все их потом можно было проанализировать. Так что, возможно, это даже будет несколько событий, связанных единой темой, идеей. «ПолитStandUp» — это программа, которая требует определенной подготовки. Не только с точки зрения предмета, но и с точки зрения визуального оформления. Поскольку здесь мы не боимся использовать новые формы, порой даже гротескные. И если «Ничего личного» мы можем писать и выдавать день в день, то с «ПолитStandUp» так не получится. Мы будем записывать новые ­выпуски тогда, когда посчитаем это необходимым.


— Многие зрители успели заметить определенную схожесть «ПолитStandUp» с другой вашей программой, «Марков. Ничего личного». 

— Так было задумано. Там — ничего личного. Здесь — только личное. Собственные эмоции, выстраданное мнение, авторский подход. В проекте «Марков. Ничего личного» мы, по сути, абстрагировались от человека, выводя на первый план его профессиональные качества и актуальную тему. Зато в «ПолитStandUp», наоборот, можно пойти дальше и пройтись по личностям.

Кстати, изначально у нас была мысль назвать проект как‑нибудь вроде «Ничего личного плюс» или придумать что‑то еще, чтобы эта связка была очевидна. Дело в том, что в проекте «Марков. Ничего личного» мы 2 года работали на имидж, для того чтобы программа формировала в том числе и определенное доверие зрителей к ее ведущему. В «ПолитStandUp» одна из составляющих замысла была в том, чтобы люди, которые поверили ведущему в программе «Марков. Ничего личного», формировали свой взгляд на события во многом благодаря тому, каким они узнали меня в предыдущем проекте. Мы начинали с 5 процентов телеаудитории. Сейчас стабильно 10—11 процентов — и это очень хороший показатель. 

— Как думаете, что в первую очередь влечет зрителей к экранам: тема, герои, ваш имидж?

— В отдельных случаях тема. Иногда мы приглашаем к беседе не слишком медийных людей, и вот тогда она изначально имеет значение и помогает раскрыть гостя. А если есть взаимосвязь «известный человек плюс интересная тема» (как в случае с Натальей Эйсмонт или отцом Федором), — это двойной успех.
Марат Марков:

— Если люди будут говорить только то, что действительно знают, на земле будет удивительно тихо. Этот посыл стал идеологическим базисом проекта «Марков. Ничего личного». Тема — в основе интервью. Истина — как обязательность. Визуализация — как основа телевизионного проекта. И фамилия в названии — как знак того, что я отвечаю за качество и правдивость.
— Кто из героев проекта «Марков. Ничего личного» произвел на вас самое сильное впечатление, раскрылся с новой стороны?

— Так сложилось, что в последние месяцы героями проекта стали сразу несколько медиков. И, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвел заведующий отделением анестезиологии и реанимации 6‑й городской клинической больницы Дмитрий Рыковский. Смотришь на него, и сразу возникают симпатия, доверие. Скромность, профессионализм, нежелание выпячивать свои заслуги — в конце записи ему искренне аплодировала вся съемочная группа. Эти кадры, кстати, попали в проект «ПолитStandUp». Огромное впечатление на меня произвел и министр здравоохранения Владимир Караник. Как министр он абсолютно профессионален. Как и еще один шикарный гость — главный внештатный инфекционист Минздрава Игорь Карпов. Ни с кем из них мы не были знакомы до съемок, но каждый оказался настоящей находкой. 

Еще один гость, которого хочу отметить, — Геннадий Казакевич, который на момент записи возглавлял главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД. Изначально мы пригласили его в силу специфики темы, которой он занимается. Но оказалось, что это не только профессионал высочайшей пробы, но и очень классный собеседник. Поэтому я был искренне рад, когда через некоторое время после записи нашего интервью он был назначен первым заместителем министра внутренних дел Республики Беларусь — начальником криминальной милиции. В любом случае я благодарен каждому своему гостю не только за то, что они раскрыли себя, но и помогли раскрыться мне. 

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter