«Только казеина и рапса крайне недостаточно для сокращения отрицательного сальдо»

2010-й — ГОД УХОДЯЩИЙ — отмечен настоящим сближением стран-соседок — Польши и Беларуси. Много было знаковых событий и в политической жизни, и экономической, и культурной. Но много еще остается и стереотипов, например, у тех же граждан Польши, в отношении нашей страны. Продвижением позитивного имиджа Синеокой, ее возможностей (инвестиционных, туристических и т. д.) и занимается Посольство Республики Беларусь в Республике Польша. Насколько успешно? Видят ли поляки в белорусах потенциальных и перспективных партнеров в различных областях жизни? Об этом наш разговор с гостем «БН» — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Польша Виктором ГАЙСЕНКОМ.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Виктор ГАЙСЕНОК — о проблемах и перспективах белорусского экспорта сельхозпродукции в Польшу

2010-й — ГОД УХОДЯЩИЙ — отмечен настоящим сближением стран-соседок — Польши и Беларуси. Много было знаковых событий и в политической жизни, и экономической, и культурной. Но много еще остается и стереотипов, например, у тех же граждан Польши, в отношении нашей страны. Продвижением позитивного имиджа Синеокой, ее возможностей (инвестиционных, туристических и т. д.) и занимается Посольство Республики Беларусь в Республике Польша. Насколько успешно? Видят ли поляки в белорусах потенциальных и перспективных партнеров в различных областях жизни? Об этом наш разговор с гостем «БН» — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Польша Виктором ГАЙСЕНКОМ.

— Виктор Анатольевич, Польша в последнее время проявляет очень большую заинтересованность в отношении Беларуси. Идет активный диалог в политической, экономической сферах. Принесло ли это уже какие-либо практические результаты?

— Нынешний год и в самом деле удался по части повышенной интенсивности белорусско-польских торгово-экономических контактов. В январе в Минске с визитом находился вице-премьер Польши В. Павляк, а всего в течение года прошло около 30 встреч официальных белорусских и польских делегаций на уровне руководителей министерств и ведомств. Важнейшими стали проведенные в Беларуси заседания белорусско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и регионального польско-белорусского экономического форума «Добрососедство 2010».

Сотрудничество между нашими странами в торгово-экономической сфере развивается очень активно. Что подтверждают в том числе и данные взаимного товарооборота. По итогам девяти месяцев 2010 года он составил более 1,3 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19 проц. Растет как белорусский экспорт в Польшу — на 10,7 проц. (668,3 млн. долл.), так и польский импорт в Беларусь — на 29,6 проц. (707,6 млн. долл.).

— Складываются ли между нашими странами конструктивные отношения в сельскохозяйственной отрасли?

— Это — один из приоритетов. Для обсуждения возможных направлений совместной работы в 2009 году в рамках совместной белорусско-польской комиссии по экономическому сотрудничеству создана рабочая группа по вопросам сельского хозяйства. Ее первое заседание состоялось в Варшаве 28 мая 2009 года, второе — 29—30 ноября 2010 года в Минске.

В этом году 9 июня польская делегация во главе с заместителем министра сельского хозяйства и развития села Польши М. Залевским приняла участие в белорусско-польском форуме «Добрососедство 2010». Форум, кстати, в основном был посвящен развитию сотрудничества в области сельского хозяйства, а также приурочен к проведению в Беларуси выставки «Белагро». Еще ветеринарная инспекция Польши реализовала программу «Поддержка белорусских служб для усиления конкурентоспособности сельскохозяйственно-продовольственного сектора Беларуси на рынках Европейского Союза». Так, польские специалисты получили прекрасную возможность познакомиться с работой отдельных белорусских предприятий и дали рекомендации по их подготовке к проверке со стороны Еврокомиссии. А белорусской стороне представили информацию о правовых особенностях работы на рынке Евросоюза, в том числе о правилах проведения контроля предприятий, стремящихся к получению разрешений на экспорт сельхозпродукции в страны ЕС.

В последнее время наметился интерес отдельных польских компаний к инвестированию в сельскохозяйственную отрасль Беларуси. Потенциальные польские инвесторы готовы провести модернизацию белорусских сельхозпредприятий и помочь в организации экспорта их продукции в третьи страны, в том числе в Польшу.

— Скажите, какие товары белорусского производства наиболее востребованы на польском рынке?

— Прежде всего, это удобрения калийные, нефтепродукты, лесоматериалы необработанные, кабели электрические, металлопродукция, а также тракторы и автобусы. Следует отметить, что продвижением продукции на постоянной основе занимаются представленные в Польше субъекты товаропроводящей сети (ТПС) белорусских предприятий. Это следующие компании: «БНХ-Ойл Польска», представляющая интересы предприятий концерна «Белнефтехим», «БМЗ-Польша», реализующая металлопродукцию, «МАЗ Авто Поланд» (поставляет на рынок автобусы и грузовые автомобили). Продолжается работа по расширению сети субъектов ТПС в Польше. Так, в ближайшее время приступит к реализации пищевой продукции белорусско-польская компания «Кристалл Польска».

Интересы некоторых белорусских предприятий в Польше представляют известные польские компании. Предприятие «БелАЗ», лидер польского рынка по продаже карьерных самосвалов, работает через компанию «Польмарк Кельце», которая представляет весь спектр услуг по реализации и обслуживанию белорусской техники. А, например, многолетний надежный партнер Минского тракторного завода — лидер польского рынка тракторной техники компания «Пронар».

— В какой сельскохозяйственной продукции из нашей страны заинтересована Польша, а в какой польской — Беларусь?

— Основная статья белорусского сельскохозяйственного экспорта, как и в предыдущие годы, — казеин (21,6 млн. долл.). Среди значимых поставок также фигурировали семена рапса (3 млн. долл.), масло рапсовое (2,6 млн. долл.). Остальные группы товаров в белорусском экспорте в Польшу представлены незначительно. В то же время основными экспортными позициями Польши стали свинина (52,5 млн. долл.), продукты для кормления животных (6,8 млн. долл.), овощи замороженные (5,2 млн. долл.).

Проблемы белорусского экспорта сельхозпродукции в Польшу (а белорусско-польский товарооборот этой продукции характеризуется для Беларуси высоким отрицательным сальдо) заключаются в том, что эта страна — крупный европейский и мировой производитель ряда сельхозпродуктов, которые также производятся в нашей стране. В частности, это касается ржи, картофеля, мяса, молока. Польша принадлежит к числу ведущих поставщиков ягод (клубника, малина, смородина), а также лука, яблок, капусты. В польском АПК применяется общая система поддержки сельхозпроизводителей ЕС. Активно используются доступные программы и структурные фонды Евросоюза, широко распространены территориальные платежи, поддерживающие национальные хозяйства.

Активному выходу отечественной продукции на польский рынок препятствует и то, что Польша, как член ЕС, применяет жесткие технические требования и стандарты. Большинство импортируемых в страну продовольственных товаров подлежат обязательной сертификации. Сложности в продвижении белорусской сельхозпродукции на польский рынок также во многом связаны с несоответствием сертификатов и заключений национальных институтов требованиям ЕС. 

С учетом структуры польского рынка сельхозпродукции наиболее перспективным в ближайшем будущем представляется наращивание поставок казеина и возобновление экспорта сухого молока. Но пока белорусское сухое молоко и казеин могут поставляться на польский рынок только в качестве кормовых. Причина — отсутствие необходимых сертификатов.

— Как польский капитал представлен на белорусских предприятиях? Стал ли реальным стимулом для поляков тот факт, что Беларусь — хорошая площадка для дальнейшего экспорта товаров в страны СНГ?

— На 1 января этого года в Беларуси зарегистрировано 345 организаций с польским капиталом, из них 212 совместных предприятий и 133 иностранных. Они работают в мясоперерабатывающей отрасли («Инко-фуд»), производстве строительных материалов («Атлас»), мебельном производстве («BRW»), финансовой сфере («Сомбелбанк») и многих других отраслях.

Сегодня мы можем констатировать большой интерес польских компаний к работе в нашей стране. Уже прорабатываются проекты в области промпроизводства, телекоммуникаций, пищевой промышленности, создания сети розничной торговли, деревообработки, транспорта и инфраструктуры, в обувной промышленности, гостиничном бизнесе…

Что касается Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, то польские бизнесмены начинают осознавать, что граница Беларуси с ЕС становится единственной на пути свободного перемещения товаров от Атлантического до Тихого океана, между Скандинавией и Центральной Азией. Для польских и других иностранных инвесторов открывается доступ  к емкому рынку стран Таможенного союза в 170 миллионов человек.

Одновременно хочу отметить, что для привлечения инвестиций в нашей стране создан Институт инвестиционных агентов. И первым таким агентом из-за рубежа стала фирма AKJ Capital, возглавляемая известным польским бизнесменом Яном Вагой. Фирма открыла свое представительство в Минске и готова оказывать услуги всем желающим инвестировать в Беларусь. Она очень активно работает с потенциальными инвесторами по различным белорусским проектам.

— Какую работу проводит посольство по улучшению имиджа Беларуси среди поляков? Что может помочь сделать его более привлекательным?

— Следует отметить, что не все поляки владеют реальной обстановкой в нашей стране. Во многом из-за тенденциозных публикаций в польских СМИ. Побывавшие в Беларуси поляки возвращаются и рассказывают, что это совсем не та страна, о которой пишут польские газеты. Благодаря таким поездкам и улучшается имидж Беларуси в глазах отдельных граждан Польши. Но чтобы такие настроения имели массовый характер, посольство пытается пробиться в польские СМИ с объективными публикациями о нашей республике. В интервью и комментариях мы рассказываем о том, как на самом деле обстоят дела в тех или иных сферах социально-экономической и политической жизни. Готовим статьи и об инвестиционной привлекательности Беларуси, комментируем конкретные события в нашей стране и далее.

Как в польских СМИ, так и на многочисленных мероприятиях и встречах, организуемых  посольством, мы рассказываем также о богатых культурно-исторических традициях Беларуси. И обязательно представляем ее как страну с богатым туристическим потенциалом, стабильной и преуспевающей экономикой. Всегда приглашаем посетить нашу республику, чтобы  увидеть всю ее красоту и привлекательность.

За последние несколько лет мы наблюдаем оживление белорусско-польского сотрудничества в сфере туризма. Этому помогает регулярное, начиная с 2007 года, проведение заседаний совместной белорусско-польской рабочей группы по вопросам сотрудничества в области туризма, участие представителей белорусских турорганизаций в проводимых на территории Польши туристических ярмарках, а польских — в Беларуси.

В течение 2009—2010 годов прошли совместные семинары-презентации туристического потенциала Августовского канала и Беловежской пущи — перспективных туробъектов.

И вот совсем недавно — 26 ноября — в Варшаве открылся Белорусский информационно-туристический центр, что обязательно  позволит довести информацию о белорусском туристическом потенциале до широкого круга польских туроператоров и индивидуальных туристов. Если же говорить о результатах сотрудничества в туристической сфере, то в 2010-м туристический поток въезжающих в Беларусь граждан Польши увеличился в 1,5 раза.

— Спасибо за обстоятельный разговор!

Анжелика МИЛЬТО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter