«Толкать» идеи, а не людей

В минус или в плюс уйдет в этом году рынок Интернет-рекламы?

«Толкать» идеи, а не людей предлагают ведущие маркетинговые и коммуникационные агентства страны

Жизнь белорусских рекламистов и пиарщиков сложно назвать сладкой: мало того, что объемы рынка значительно упали, так и креативная жизнь никогда не была у нас богата на профессиональные фестивали и конкурсы. Знаковым событием этого года для представителей рекламного бизнеса стал «восставший из пепла» третий белорусский и I международный фестиваль рекламы «Белый квадрат» (последний раз подобное мероприятие проводилось в 2003 (!) году).

А уже в августе состоится Третий белорусский фестиваль-кампус специалистов по маркетинговым коммуникациям «Креативный марафон». В каких реалиях пройдет мероприятие?..

Скептики могут назвать подобные фестивали пиром во время чумы. И действительно, рекламный рынок (не только отечественный, но и мировой) переживает сейчас далеко не лучшие времена: маркетинговые бюджеты урезают даже крупные компании, не говоря о небольших фирмах. На фоне стран-соседей белорусский рекламный сегмент со своими $ 116,1 миллиона оборота (в 2008 году) смотрелся ребенком. Тем не менее относительно 2007 года рынок вырос на 30 %. Эксперты предрекали дальнейший бурный рост, рекламщики потирали руки… Однако уже с осени прошлого года история повернулась вспять.

По данным компании «ZenithOptimedia», в нынешнем году рекламный рынок Беларуси сократится на 26 %, при этом его общий объем составит $ 86,4 миллиона. Тем не менее специалисты полагают: к 2011 году цифра возрастет до $ 118,5 миллиона.

Самый большой кусок «рекламного пирога», по прогнозам специалистов, в текущем году достанется телевидению — порядка 60 %. Больше всех пострадают газеты и журналы: по данным «ZenithOptimedia», затраты на печатную рекламу упадут на 30 % — с $ 18 млн. до $ 12,6 миллиона. Самая интересная и противоречивая ситуация сложилась сегодня в Интернете: в прошлом году рекламные поступления удвоились. Что касается прогнозов на текущий год, мнения расходятся: тот же «ZenithOptimedia» прогнозирует падение на 10 %, в то время как эксперты портала tut.by считают, что рынок Интернет-рекламы уйдет не в минус, а в плюс – на 40 %. Возможно, «сетевые» аналитики намеренно завышают прогнозы, чтобы привлечь внимание к своим сайтам. Продвижение через Всемирную паутину – один из самых дешевых ходов конем. Тарифы на размещение баннеров смехотворны по сравнению с рекламными модулями в газетах, роликами на телевидении, «наружкой»… Но вопрос эффективности остается открытым. Клюет потребитель на виртуальный пиар или игнорирует? Исследования на сей счет проводились, но силами владельцев крупных сайтов и провайдеров. А кто сам себя выпорет?

В других рекламных сегментах (PR, BTL, промоакции, полиграфические услуги) рынок упадет до уровня себестоимости услуг. Идет давление со стороны клиентов, агентства вынуждены снижать цены… По мнению Сергея Скорохода, белорусские производители недооценивают возможности креатива. Впрочем, и создатели идей еще не научились толком их продавать.

Самое больное место – утечка мозгов. Директор по развитию коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз» и участник межведомственной рабочей группы по развитию странового маркетинга при Совмине Роман Костицын подчеркивает: молодые талантливые специалисты в своей стране вынуждены работать «за идею», в то время как за границей их труд ценится высоко. Белорусский креатив уже имеет свое лицо за рубежом, рекламщики получают престижные награды, но зачастую не задерживаются на родине… «Будущее белорусской экономической модели мы видим в интенсивном экспорте интеллектуальных услуг и разработок. В отличие от тяжелого машиностроения и пищевой промышленности такой бизнес не зависит от энергоносителей, политики, в наименьшей степени он подвержен экономической нестабильности. Среди перспективных отраслей для развития экспорта и сфера маркетинговых коммуникаций. Сегодня важно изменить ситуацию таким образом, чтобы за границу уходили не ценные кадры, а собственно сам интеллектуальный продукт, созданный у нас в стране», — считает Роман Костицын. 

Цели «Креативного марафона»:

* консолидация сообщества профессионалов рекламы и PR;

* повышение общего уровня проектов в области маркетинговых коммуникаций;

* «воспитание» рынка и повышение реальной ценности создаваемых продуктов;

* развитие экспорта рекламных, маркетинговых и PR-услуг;

* остановка утечки мозгов — создание достойных условий работы профессионалам.

Совместные задачи «Креативного марафона» и государства:

* государство заинтересовано в развитии экспорта;

* государству важно развитие экспорта услуг, особенно интеллектоемких;

* нормативная база по рекламе и PR находится в развитии;

* «Креативный марафон» – удобная площадка для прямого диалога по актуальным вопросам между регуляторами отрасли и ее непосредственными представителями;

* поддержку марафону оказывает Министерство торговли Республики Беларусь.

Третий белорусский фестиваль-кампус специалистов по маркетинговым коммуникациям «Креативный марафон» пройдет 27 августа в сервисном центре «Веста» под Минском. Организаторы фестиваля: коммуникационное агентство «АРС Коммюникейшнз», PR-проект CORPO и специализированный Интернет-проект Marketing.by.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter