К нормальному восприятию ни инвалидов, ни людей с особенностями психофизического развития мы по-прежнему не готовы

Толерантная отстраненность

Недавно мне довелось присутствовать на мероприятии, где вполне солидная организация представляла результаты исследования, посвященного изучению уровня толерантности молодежи по отношению к людям с инвалидностью. В принципе, по моему мнению, в проведении подобного мероприятия смысла особого не было.

К нормальному восприятию ни инвалидов, ни людей с особенностями психофизического развития мы по-прежнему не готовы.

Исследование показало, что более 70% опрошенных ребят (исследование проводилось в нескольких средних школах) относятся к инвалидам с “толерантной отстраненностью”. Большинство школьников (старших классов, замечу!) даже не смогли ответить, что такое безбарьерная среда. Но особенно меня потряс следующий результат: после двух тренингов и периодических (как я понимаю) информационных “встрясок” в течение года 40% ребят наконец-то смогли ответить на этот каверзный вопрос! Потрясающая “сообразительность”, надо сказать. А остальные 60%, выходит, глухие? В противном случае, после таких результатов педагогам, которые “вещали на аудиторию”, наверное, надо просто менять профессию.

Мне не понаслышке довелось столкнуться с проблемой нашей “толерантности” по отношению к детям с особенностями психофизического развития. Дело в том, что таким недугом страдал и мой сын. Теперь он уже взрослый, однако кошмар, через который мы с ним прошли в средней школе, забыть сложно и, наверное, невозможно.

Примерно десять лет назад государство “созрело” для перехода к полностью интегрированному обучению, да и содержать специальные школы невыгодно. Примешивался и психологический аспект — дескать, на Западе давно все дети посещают общие учебные заведения. В то время мой сын учился в минской специализированной школе № 9 вместе с такими же, как он, ребятами. А попал он туда после долгих мытарств по “интегрированным классам”. На подробностях останавливаться не буду, скажу только, что это было единственное место, где моему ребенку было комфортно. Среди “своих”. Потому что никто не унижал и не дразнил его. Может, я излишне эмоциональна, но говорю о том, что реально болит в душе. Школу закрыли. Не помогли ни публикации в СМИ, ни беседы в чиновничьих кабинетах.

От одной из мам нынешнего школьника я недавно услышала: “Как только родители здоровых ребят узнают, что на базе их класса будет интегрированное обучение, они просто забирают своих детей и переводят в другие классы или даже школы”. Выходит, за минувшие десять лет ничего не изменилось? Более того — только сейчас мы вдруг задумались о том, что обучать “особенных” ребят должны не просто педагоги, а специалисты. Вы думаете, я шучу? Ничего подобного. В августе нынешнего года, выступая на ежегодном форуме педагогов Минска, председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик признал, что в связи с развитием интегрированного обучения в Минске появилась проблема нехватки кадров в сфере специального образования.

Господин Мирончик пояснил для меня свою мысль: “Все понимают, что организовать качественный и эффективный образовательный процесс в интегрированных классах без участия помощников учителей очень сложно, однако в едином квалификационном справочнике и соответственно в штатном расписании такая должность не предусмотрена”.

Кстати, я узнала, что предложение о включении этой должности в справочник уже внесено.

Спрашивается, зачем было рушить старую систему, если мы ни с какой стороны не готовы к новой? Педагогов, как выясняется, не хватает, родители (а соответственно и дети) по-прежнему не готовы принимать как равных ни инвалидов, ни детей с особенностями психофизического развития. Опять же, чтобы не быть голословной, приведу факты. В 2012 году социологи провели очередное исследование. Так вот, 45% белорусов (имеются в виду родители здоровых детей) не отдали бы своего ребенка в интегрированный класс. Впрочем, чему удивляться, если сейчас все просто помешаны на успешности. А когда половина класса нуждается в особой программе обучения, где гарантия, что педагогу хватит времени на всех? Вроде и не упрекнешь никого — каждый имеет право выбирать.

Я вовсе не против совместного обучения разных детей в школах. Это нормальный путь образовательной системы, потому что, как ни крути, из специализированных учреждений выходят абсолютно неготовые к реальной жизни молодые люди. Но прежде чем что-то кардинально менять, надо заранее скрупулезно готовиться к этому, чтобы потом не хвататься за голову: педагогов не хватает, широкие массы не готовы и так далее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter