Репортаж: в Минске начали готовить специалистов по ремонту электротранспорта

Ток поставлен на поток

По городским улицам уже курсируют электробусы, электрокары, наши ученые разрабатывают электровелосипеды, электроскутеры… Все это, безусловно, здорово. Но кто сможет обслужить, отремонтировать в случае поломки эту технику? В Минском государственном автомеханическом колледже им. академика М.С. Высоцкого с этого учебного года начали готовить специалистов, способных «вылечить» не только привычные нам авто, но и электротранспорт. Корреспондент «Р» побывала на занятиях.

Александр СЧАСТНЫЙ, инженер по охране труда, показывает учащемуся колледжа безопасные приемы заправки электромобиля.

Обслужат по высшему разряду

Только представьте, что уже через пару десятилетий группа «Сплин» будет перепевать свою песню «Новые люди» вот на такой лад: «Замер электробус в троллейбусном парке». Нескладно, зато будет соответствовать действительности. «А чтобы электробусы и электрокары не «замирали», их нужно качественно обслуживать», — оценив мою шутку, встречает в холле ссуза замдиректора по производственному обучению Виктор Исаков.   

Пока движемся по коридорам колледжа, Виктор Петрович объясняет, почему в этом году решили набрать три группы по 30 человек, которые через четыре года станут профессионалами в области ремонта и обслуживания электротранспорта:


— По прогнозам, к 2025 году в нашей стране будут использовать несколько десятков тысяч электромобилей, к тому же Правительство активно занимается развитием зеленой экономики. И здесь не обойтись без специалистов. Мы решили подготовить их в своей области. Наши преподаватели прошли стажировки, тренинги и дополнили учебные программы новыми знаниями. 

Не дойдя до центра, встречаем директора колледжа Валерия Кириленко:

— Действующую специальность «автосервис» и «техническая эксплуатация» мы частично модернизировали. В учебный план добавили модуль по изучению ремонта и особенностей эксплуатации электромобиля. Узловой ремонт, диагностика электрической батареи… Все оборудование для обучения уже в наличии. В перспективе мы планируем оснастить центр электромобилем белорусского производства.

Право, при таких занятиях, где все наглядно — стенды и такие, и сякие, трудно быстро не обучиться. Преподаватели подтверждают: ребята легче усваивают информацию.

Техника в разрезе

Так, а что сейчас нового? Где ноу-хау обучения? Не буду испытывать ваше терпение: недавно в колледже появился электрокар Nissan Leaf, выполненный в продольном разрезе. «Очень классный», — так говорят преподаватели и ученики. Для него есть и оборудование для диагностики, и зарядная станция.

— Первый выпуск специалистов, знающих все о привычных нам авто и об электротранспорте, состоится через четыре года. Но это не значит, что нынешние старшекурсники будут не у дел, — Виктор Петрович распахивает двери ресурсного центра, где находится все самое интересное. — Об основах обслуживания электротранспорта мы расскажем и 3—4-му курсам. 

Ну все. Я готова удивляться. Лаборант центра Павел Пекарский берет инициативу в свои руки и объясняет, как проходят нынче занятия у молодежи:

— Здесь проходят лабораторно-практические работы. На стендах стоят в разрезе тормозная система пневматическая, грузовая, гидравлическая, роботизированные коробки передач, сцепления… Вот смотрите, — он нажимает на кнопку одного из макетов, и все начинает двигаться.


Следующий класс лаборатории именуется модно — Uni Train. Здесь двигатели всех видов в разрезе — и тоже «шевелятся». Павел Пекарский подробно объясняет работу каждой детали, подводит к преподавательскому столу:

— В этом классе ребята работают виртуально. В специальной программе я даю им задание, где нужно указать, например, датчик положения коленчатого вала. За ноутбуком ребята показывают свои знания, и их правильные и ошибочные ответы я сразу же вижу на своем мониторе. Понимая, где у них оплошность, прорабатываю с ними вопрос по всем системам авто, как правильно работать с мультиметром, компьютерной диагностикой и другим.    

Еще один класс — система приводов, освещения, зажигания, двигателя внутреннего сгорания и много другого. Тут и на педали нажимать можно, и передачи включать, и тормоза в разрезе изучать, и даже шины.


От слов — к делу

Прокатите-ка меня, покажите, как заряжаете электромобиль! Выходим во внутренний дворик колледжа, вижу «заправочную» станцию для электрокара. Павел Пекарский предлагает присесть в стендовый Nissan — не могу отказаться. Поехали! «Чувствуете, какая динамика у авто? Как бесшумно ездит? А вот, смотрите, машина может заряжаться в движении». 

Владимир Астровский, заведующий лабораторией устройства автомобиля, рассказывает, что сейчас почти все производители автомобилей идут к созданию единой модульной платформы — той, что позволяет с небольшими изменениями адаптировать автомобиль под какой-либо привод.  Так, а что чаще всего ломается в электромобилях, о чем стоит предупредить учащихся? Владимир Иванович призадумался: 

— Если у бензинового авто выходит чаще из строя система питания, то электромобиль в этом плане проще и надежнее устроен — электродвигатель имеет в себе два подшипника, на которых стоит вал, и здесь больше речь идет о надежности компонентов, которые обеспечивают высоковольтную систему. А еще вместо коробки передач стоит редуктор — здесь меньше компонентов, которые чаще выходят из строя у обычных авто. А все остальное, как и в других авто.


Новое — хорошо забытое старое

Эвона как! Так, может, всем нужно пересаживаться на новое? Владимир Астровский не спешит:

— Еще в конце XIX века электроавтомобили конкурировали с бензиновыми и паровыми. Первые автомобили Фердинанда Порше были полностью электрическими, затем — гибридами, а следующие — с поршневыми двигателями. Уже тогда электротранспорт был достаточно хорошо оснащен надежными электродвигателями. Вопрос уперся в батареи. Приведу пример: в начале XX века в Нью-Йорке был целый парк такси электромобилей! Безбедное существование парка подкосил как раз человеческий фактор: люди, обслуживающие эти электромобили, неправильно работали с батареями. Из-за этого они быстро приходили в негодность, требовалась дорогостоящая замена. Работа с электротранспортом совершенно не сходится с философией: «Сюда кидаешь провода — идешь курить на два часа». Здесь, правда, нужны хорошие знания.

Что хорошо в колледже с их программой, так это то, что ориентир ее обновленной не завязан только на «электро». Учащихся учат всему. Одна, например, из трех девчат-новобранцев Настя Кравченко знает не понаслышке, что такое генератор, стартер, дроссельная заслонка и многое другое! 

— В будущем даже будет интересно посмотреть на «динозавров», которые в эпоху электромобилей смогут перебрать дизельный мотор, — шутит Владимир Иванович. А пока он все рассказывает и рассказывает мне истории о том, какими были первые электромобили, и я замечаю, как нас подслушивают трое учеников — будущие техники-механики Алексей Никанович, Андрей Матусевич и Михаил Ситько. Вот-вот у них начнутся занятия с этим преподавателем и полное погружение в мир «электро» и автомобильных технологий.

alinakasel@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter