Далеко не все белорусы знают о том, какие отчисления на самом деле платятся с их зарплат

Точный расчет

Лучше меньше, да лучше

Катерина Борнукова, эксперт Центра экономических исследований BEROC

Есть одна важная вещь, которую необходимо помнить о налогах: они демотивируют. То есть когда государство облагает налогом определенный вид деятельности, оно стимулирует этой деятельностью не заниматься. Безусловно, налоги необходимо собирать, чтобы финансировать госрасходы и решать общественно значимые проблемы. При этом нужно очень внимательно смотреть, как работает система, какие стимулы создает в экономике тот или иной налог.



В нашей стране есть довольно печальный пример такого рода стимулов: зарплата обложена сразу несколькими налогами. Поэтому предприятия стремятся по возможности нанимать поменьше работников и не повышать зарплаты своим сотрудникам. Ведь чем больше фонд заработной платы — тем больше придется платить в бюджет.

Далеко не все белорусы знают о том, какие отчисления на самом деле платятся с их зарплат. К примеру, в расчетных листках обычно не указываются социальные отчисления в ФСЗН и Белгосстрах, которые составляют до 35 процентов от заработка. В случае если бы эти взносы были меньше, предприятия могли бы больше платить своим сотрудникам, а также направлять средства на развитие. Более того, можно предположить, что от снижения взноса в ФСЗН бюджет не пострадает. Дело в том, что когда ставка налога чрезмерно высока, плательщики находят возможности уклонения от него. К примеру, выплачивают часть зарплат “в конвертах”. А вот снижение налога или сбора приводит к увеличению его общей собираемости. 

Пример тому — ситуация с подоходным налогом. Раньше в Беларуси действовала так называемая прогрессивная шкала налогообложения. Она предполагала, что чем выше доход у человека, тем больше он должен вернуть в бюджет. После принятия решения о переходе на единую для всех ставку 13 процентов сумма отчислений в бюджет от подоходного налога увеличилась. Это произошло благодаря тому, что люди, скрывавшие свои доходы, вышли из тени.

Можно много говорить о том, что уклоняться от налогообложения нехорошо и противозаконно. Но факт заключается в том, что когда налоги высокие, их достаточно просто избежать, а государству сложно проконтролировать это.

В прошлом году в стране ввели сбор на финансирование государственных расходов для того, чтобы обложить налогами тех, кто уклоняется от уплаты подоходного налога и взносов в ФСЗН. Однако можно с большой долей уверенности предположить, что администрирование этого сбора обходится государству в круглую сумму, которая значительно превышает объемы его собираемости. Ведь нужно платить людям, которые будут просматривать базы данных, искать неработающих и официально нигде не зарегистрированных граждан, выставлять им счет, а потом еще контролировать, чтобы они его оплачивали. Мировой опыт свидетельствует, что обслуживание таких специфических налогов обходится дороже, чем получаемый бюджетом доход от них.

Важную роль в оценке системы налогообложения играет не только размер налога, но и легкость его исчисления и уплаты. А у нас система уплаты многих налогов остается непростой. Примером может служить налог на прибыль, который сложно рассчитать правильно. Кроме того, налоговое законодательство и его нюансы часто меняются. Поэтому нашим предприятиям приходится держать целый штат бухгалтеров, что, конечно, плохо сказывается на себестоимости продукции. Очевидно, сегодня есть необходимость в упрощении налогового законодательства. Это позволило бы привлечь инвестиции и стимулировало бы развитие бизнеса, что в перспективе будет способствовать гораздо лучшему пополнению бюджета. 

Очень важно также сохранить те льготные условия для предпринимателей, которые уже созданы в стране. К примеру, наличие единого сбора для ремесленников позволяет людям самим себя обеспечивать, уплачивая единую сумму налога. Это способствует решению проблемы самозанятости для тех, кто не может обратиться к бухгалтеру для правильного оформления налоговых документов и не в состоянии платить большие суммы. Сохранение льгот для ремесленников, а также для людей, которые занимаются агроэкотуризмом, позволит государству сэкономить деньги на выплаты пособий по безработице и на переобучение тех, кто не может найти работу в своем регионе. Здесь налоговая политика должна быть направлена не на то, чтобы собрать побольше, а чтобы дать людям возможность легально зарабатывать на том, что они умеют делать.

Надо воспитывать налоговую культуру

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания

Едва ли существуют страны, жители которых были бы в полной мере удовлетворены налоговой системой государства. Однако для молодых, развивающихся государств, к которым и относится наша Беларусь, этот вопрос наиболее актуален. Ведь просто скопировать у кого-либо налоговую систему, пусть даже самую эффективную,  невозможно. Каждая страна имеет свои особенности, которые и определяют специфику налоговой системы. Есть они и у Беларуси и заключаются как в культурных, социальных, экономических отличиях, так и в ментальности населения. “Диванные эксперты” в сети интернет достаточно часто прибегают в запале критики к выводам, что скоро, мол, “введут налоги на воздух”, “чиновникам только бы в карман народу залезть” и далее в том же духе. 

Так действительно ли налоговая система столь несовершенна, разоряет бизнес, ограничивает развитие? Конечно же, нет. За последнее десятилетие в сфере налогообложения произошли существенные изменения позитивного толка. Сформирована достаточно стабильная нормативная база, в основе которой Налоговый кодекс, уменьшено количество налогов, постоянно совершенствуется налоговое администрирование, проводится ревизия налоговых льгот, их поэтапное сокращение. Почему же в общественном мнении очень редко можно встретить позитивные отзывы как о налогах, так и о налоговой системе в целом? 

Ответ не может быть простым и односложным, поскольку включает в себя множество контекстов рассматриваемого явления. Во-первых, в обществе не сформировано понимание важности и безальтернативности честной уплаты налогов. Уход от налогов, сокрытие доходов чаще оправдываются общественным мнением, а не осуждаются. Не все понимают, что такое отношение ведет к серьезным рискам, которые реализуются не на уровне каждого конкретного гражданина, а на уровне страны в целом. Это риски потери суверенитета, нестабильности общества. Думаю, что это “болезнь роста”, свойственная молодому государству. 

Вообще, на мой взгляд, в мире не может быть совершенной налоговой системы хотя бы потому, что она должна постоянно меняться, вслед за изменениями в обществе и во внешнем окружении. Что должно совершенствоваться у нас в первую очередь? Понятно, что общая налоговая нагрузка будет снижаться вместе с ростом налоговой культуры, повышением ответственности каждого плательщика. Формирование в обществе понимания важности функционирования эффективной налоговой системы позволит отказаться от таких негативных практик, как взимание налогов авансом, до начала деятельности, формирование дорогостоящих систем контроля, ежегодный пересмотр ставок налогов. 

Путь повышения культуры нелегок и занимает порой десятилетия. Можно сказать, что мы успешно движемся в этом направлении. Об этом свидетельствует то, что внедряются новые способы уплаты налогов, не требующие личного присутствия плательщика, происходит совершенствование механизмов контроля за расходами. Главное на сегодняшнем этапе, когда экономика переживает трудности, — не пойти по пути легких решений повышения налогов. Это обманчивый путь, который в среднесрочной и долгосрочной перспективе приведет к снижению эффективности экономики. Сегодня актуальна тема стабильности налоговой системы, ее постепенного совершенствования в сферах методов уплаты налогов, контроля за расходами, отказа от всех льгот, кроме адресных. То есть поддерживать надо тех, кто действительно в этом нуждается.  

Также важным направлением представляется формирование такой системы перераспределения налогов, которая стимулировала бы местные органы власти к развитию бизнеса в регионах, поощрению предпринимательской инициативы. В регионах необходимо активнее обсуждать альтернативные направления расходования средств местных бюджетов, чтобы население знало, какие задачи решаются за общий счет. 

Философский вопрос о справедливости налоговой системы не предполагает наличия ответа. Однако формирование ощущения этой справедливости у граждан также является нетривиальной задачей Правительства, да и законодателей. А сформируется это ощущение, если будет обеспечено примерно одинаковое налогообложение физических лиц. При условии равных затрат труда измеримой интенсивности (и здесь весьма уместна плоская шкала налогообложения, если обеспечено адекватное вознаграждение за труд) и наличия дифференциации в налогообложении с учетом возможностей каждого человека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter