У социологов начинается горячая пора. Электоральные исследования проводятся у нас в несколько этапов

Точный барометр общественного настроения

89,3 процента граждан планируют участвовать в нынешних президентских выборах. 91,2 процента знают о том, что они будут проходить в этом году. Таковы результаты февральского исследования, которое провел Информационно–аналитический центр при Администрации Президента.



У социологов начинается горячая пора. Электоральные исследования проводятся у нас в несколько этапов. Первые опросы — примерно за полгода до выборов. Голые цифры, несомненно, существенны. Особенно если речь идет о рейтингах кандидатов в депутаты или президенты. Но все–таки гораздо важнее анализ. Специалисты стараются уловить настроения избирателей, обозначить тенденции и болевые точки, составить прогноз на будущее. Такие исследования, с одной стороны, могут стать хорошим подспорьем в предвыборной гонке. Однако, как заметил директор Института социологии НАН Беларуси Игорь Котляров, их результаты сильным политикам не нужны — они и так в курсе дела. Скорее, итоги опросов понадобятся потом, чтобы ответить на вопрос, как рейтинг сформировался и от чего зависел.

Наиболее точные результаты электоральные социологические исследования дают накануне выборов. Однако директор Информационно–аналитического центра при Администрации Президента Алексей Дербин уточняет:

— В ходе предвыборной кампании различные информационные акции или события могут влиять на настроение общества, поэтому данные исследований могут разниться.

И наконец, еще более ясной ситуация становится после экзитполов, которые проводятся в день выборов. Здесь погрешности должны сводиться к минимуму. Ведь это ответственное исследование наиболее ожидаемо накануне официального оглашения итогов. Поэтому столь сложной работой должны заниматься исключительно профессионалы.

В то же время перед выборами во многих странах появляются псевдоструктуры, использующие социологию в политических целях. Нередки случаи, когда озвученные цифры становились поводом для массовых беспорядков. По словам Алексея Дербина, этикет профессиональных социологов не должен позволять им искажать результаты. Это может нанести огромный ущерб, а также бросить тень на авторитетные структуры. В целом же, если работа экзитполов разрешена на выборах, это свидетельствует об открытости государства.

Наши социологи уже сейчас готовятся к их проведению. Работа начнется только в том случае, если появится заказчик. Традиционно ими выступают средства массовой информации. В ходе прошлых президентских выборов в нашей стране телеканал ОНТ обратился с такой просьбой к украинской компании TNS.

sydas@sb.by 

Советская Белоруссия № 110 (24740). Пятница, 12 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter